МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Шота Руставели

Шота Руставели

О гениальном грузинском поэте Шота Руставели, имя которого вписано в золотые скрижали мировой литературы, на самом деле известно крайне мало. Единственный источник достоверных и при этом очень скудных сведений – пролог бессмертной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (в настоящее время в обиход всё больше входит более точный перевод названия – «Витязь в барсовой шкуре»), которую Шота посвятил царице Тамаре и её соправителю-мужу Давиду Сослану. В прологе два раза упоминается автор поэмы, сам себя называющий Руставели (Руствели).

Имя Шота в поэме не встречается вовсе, оно начинает употребляться применительно к автору «Витязя» позднее. Руставели – не фамилия в нашем современном понимании, это прозвище, которое можно перевести как «владетель Руставского поместья» или «выходец из Рустави». Географических пунктов с названием Рустави в ту эпоху существовало несколько. Одно из народных преданий связывает имя Руставели с Рустави в Южной Грузии. Посвящение поэмы «Витязь в тигровой шкуре» царственным особам косвенно свидетельствует о статусе автора: скорее всего, он должен был принадлежать к верхам грузинского общества или, по крайней мере, занимать некое положение в системе царской администрации.

Этот минимум сведений и предположений о Руставели, упоминаемом в «Витязе», был сопоставлен с известиями о некоем Шота Руставели, который примерно в то же время отметился заметной детальностью в грузинском монастыре Святого Креста в Иерусалиме. Соответствующая информация содержится в синодике обители. В записи синодика, датируемой первой третью XIII века, сообщается о смерти и поминках казначея по имени Шота Руставели, который «ниже купола колонны обновил и расписал, …где сам он тоже изображён стариком». Удивительным образом фреска, запечатлевшая престарелого Шота Руставели, сохранилась в течение столетий (о ней упоминали многие грузинские паломники прошлого, затем фреска была замазана и потеряна, и вновь обнаружена в 1959 году). На фреске в молитвенной позе изображён седовласый человек, а сверху читается надпись: «Расписавшему сей [храм] Шоте Руставели да простит Бог [грехи], аминь. Руставели».

Итак, было сделано предположение, что Руставели, автор «Витязя», и Шота Руставели из монастыря Святого Креста – одно лицо. Далее последовало заключение, согласно которому Шота Руставели, написавший гениальное произведение, являлся государственным казначеем царицы Тамары и был по её поручению отправлен в обитель Святого Креста в качестве главы восстановительных работ. Распространено мнение, что Руставели прибыл в иерусалимский монастырь в 1185 году, через год после восшествия царицы Тамары на престол. Впрочем, с этим мнением совершенно не согласуется другое предположение – о рождении Шота Руставели на рубеже 60-х – 70-х годов XII века. Как бы то ни было, ныне официально принято и никем особо не оспаривается, что монастырь Святого Креста связан с деятельностью Шота Руставели, автора «Витязя в тигровой шкуре», а фреска казначея Руставели – древнейшее изображение великого поэта.