В середине XI столетия отношения между христианским Востоком и Западом вновь пришли в кризисное состояние. Подобное уже случалось в прошлом, но до 1054 года Константинополю и Риму каждый раз удавалось восстановить прежний мир.
Как это произошло, например, на Великом Свято-Софийском соборе (879–880 годы), после которого для Римской Церкви начался так называемый период тёмных веков, печально известный предельно низким моральным состоянием духовенства. Ярким эпизодом того времени стал «собор над трупом» в 897 году — суд над эксгумированным телом папы Формоза (+896 год). Формоза достали из могилы, облачили в папские одежды, признали виновным и затем выбросили в реку Тибр. Частью тёмных веков явилось также время порнократии, то есть правления блудниц — развратных представительниц рода Теофилактов, графов Тускулумских.
Относительный порядок вернулся в Рим только с началом правления пап из так называемой Клюнийской династии: монахов-аскетов, желавших подчинить светских правителей власти церковной. Именно такими настроениями был движим первый представитель Клюни на папском престоле – Лев IX. Папа Лев и византийский император Константин IX Мономах планировали совместную военную кампанию против норманнов в Южной Италии. По её успешном окончании понтифик планировал подчинить отвоёванные земли своей церковной власти. Договорённости папы и императора решил воспрепятствовать Константинопольский Патриарх Михаил Керуларий, в чью юрисдикцию входили южноиталийские земли. Патриарх обвинил Римскую Церковь в нарушении древних христианских традиций, в частности, в использовании пресного хлеба (опресноков) вместо квасного для служения Литургии.
Несмотря на скандальность сложившейся ситуации, переговоры между понтификом и византийским императором продолжились. Для заключения договора летом 1054 года в Константинополь прибыли папские посланники-легаты: епископ Петр Амальфийский, диакон-кардинал Фридрих Лотарингский (будущий папа Стефан IX) и кардинал Гумберт. Именно Гумберт в итоге и написал отлучительную грамоту на Михаила Керулария и с ним единомысленных. Провозглашение анафемы произошло 16 июля 1054 года. Ответное отлучение от Церкви папских легатов случилось 20 июля по решению Собора епископов под председательством Михаила Керулария.
События раскола 1054 года получили на Руси своеобразное восприятие. С одной стороны, Русская Церковь в каноническом смысле находилась в орбите именно греческого православия, а потому внешне поддерживала Константинополь. Этому способствовала, в частности, деятельность Киевского митрополита Леонтия (грека по национальности), обличавшего латинские церковные порядки. С другой стороны, известно, что к церковному Западу древнерусские христиане относились в целом мирно. Примером такой позиции являлся святитель Иларион, первый Киевский митрополит славянского происхождения, известный своей любовью к западной письменности.
Раскол 1054 года. воспринимался на Руси просто как очередной из числа многих предыдущих, что помогало сделать вывод о скором преодолении конфликта. Это же позволяло не блокировать политических и иных контактов с латинским Западом. Так, например, князь Ярослав Мудрый, будучи православным, стремился породниться со знатными католическими династиями. Его сыновья и дочери спокойно вступали в династические браки с представителями знатных западных фамилий. Дочь Ярослава Анна, в частности, вышла замуж за короля Франции Генриха I.
В ряде русских городов имелись католические храмы и монашеские общины (так, в Великом Новгороде были две католические церкви – в честь святого Олафа и апостола Петра). Подобная терпимость Руси к западному христианству продолжалась после Великого раскола ещё почти 150 лет и стала сходить на нет только после IV Крестового похода, во время которого рыцари-крестоносцы захватили Константинополь.
В основу рубрики положены работы Д.П. Огицкого, прот. М. Козлова, А.Н. Копылова, А.Л. Дворкина.