МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Католический запад
Великий раскол и его отголоски на Руси

В середине XI столетия отношения между христианским Востоком и Западом вновь пришли в кризисное состояние. Подобное уже случалось в прошлом, но до 1054 года Константинополю и Риму каждый раз удавалось восстановить прежний мир.

Как это произошло, например, на Великом Свято-Софийском соборе (879880 годы)после которого для Римской Церкви начался так называемый период тёмных веков, печально известный предельно низким моральным состоянием духовенства. Ярким эпизодом того времени стал «собор над трупом» в 897 году  суд над эксгумированным телом папы Формоза (+896 год)Формоза достали из могилы, облачили в папские одежды, признали виновным и затем выбросили в реку Тибр. Частью тёмных веков явилось также время порнократии, то есть правления блудниц  развратных представительниц рода Теофилактов, графов Тускулумских.  

Относительный порядок вернулся в Рим только с началом правления пап из так называемой Клюнийской династии: монахов-аскетов, желавших подчинить светских правителей власти церковной. Именно такими настроениями был движим первый представитель Клюни на папском престоле – Лев IX. Папа Лев и византийский император Константин IX Мономах планировали совместную военную кампанию против норманнов в Южной Италии. По её успешном окончании понтифик планировал подчинить отвоёванные земли своей церковной власти. Договорённости папы и императора решил воспрепятствовать Константинопольский Патриарх Михаил Керуларий, в чью юрисдикцию входили южноиталийские земли. Патриарх обвинил Римскую Церковь в нарушении древних христианских традиций, в частности, в использовании пресного хлеба (опресноков) вместо квасного для служения Литургии. 

Несмотря на скандальность сложившейся ситуации, переговоры между понтификом и византийским императором продолжились. Для заключения договора летом 1054 года в Константинополь прибыли папские посланники-легаты: епископ Петр Амальфийский, диакон-кардинал Фридрих Лотарингский (будущий папа Стефан IX) и кардинал Гумберт. Именно Гумберт в итоге и написал отлучительную грамоту на Михаила Керулария и с ним единомысленных. Провозглашение анафемы произошло 16 июля 1054 года. Ответное отлучение от Церкви папских легатов случилось 20 июля по решению Собора епископов под председательством Михаила Керулария 

События раскола 1054 года получили на Руси своеобразное восприятие. С одной стороны, Русская Церковь в каноническом смысле находилась в орбите именно греческого православия, а потому внешне поддерживала КонстантинопольЭтому способствовала, в частности, деятельность Киевского митрополита Леонтия (грека по национальности), обличавшего латинские церковные порядки. С другой стороны, известно, что к церковному Западу древнерусские христиане относились в целом мирно. Примером такой позиции являлся святитель Иларион, первый Киевский митрополит славянского происхождения, известный своей любовью к западной письменности.  

Раскол 1054 годавоспринимался на Руси просто как очередной из числа многих предыдущих, что помогало сделать вывод о скором преодолении конфликтаЭто же позволяло не блокировать политических и иных контактов с латинским Западом. Так, например, князь Ярослав Мудрый, будучи православным, стремился породниться со знатными католическими династиями. Его сыновья и дочери спокойно вступали в династические браки с представителями знатных западных фамилий. Дочь Ярослава Анна, в частности, вышла замуж за короля Франции Генриха I. 

В ряде русских городов имелись католические храмы и монашеские общины (так, в Великом Новгороде были две католические церкви – в честь святого Олафа и апостола Петра)Подобная терпимость Руси к западному христианству продолжалась после Великого раскола ещё почти 150 лет и стала сходить на нет только после IV Крестового похода, во время которого рыцари-крестоносцы захватили Константинополь 

В основу рубрики положены работы Д.П. Огицкогопрот. М. Козлова, А.Н. Копылова, А.Л. Дворкина. 

Читать полностью
Крестоносцы в Царьграде

После событий 1054 года конфликт между греками и латинянами находился в тлеющем состоянии. Окончательный же разрыв произошёл после 1204 года в результате IV Крестового похода.

Он состоялся по инициативе одного из самых могущественных Римских пап в истории – Иннокентия III. Благодаря Иннокентию папская власть достигла абсолютизма в церковно-политическом восприятии: «Римский первосвященник является наместником не простого человека, а истинного Бога, ибо, хотя мы и преемник главы апостолов, однако, мы не его и не какого-либо апостола или человека, но самого Бога наместник». Иннокентий III стал инициатором очередного (четвёртого по счету) крестового похода по освобождению Святой земли от господства мусульман. Был разработан план, согласно которому крестоносное войско должно было нанести удар по тылам соперника в Египте. Однако впоследствии (не без вмешательства венецианцев) план изменился. Вместо Египта крестоносцы сначала напали на католическую Зару (современный хорватский город Задар), а затем вмешались в распри вокруг византийского императорского престола.  

В 1195 году первый представитель византийской династии Ангелов Исаак II был ослеплён и отстранён от власти своим братом Алексеем. Сын Исаака, также Алексей, бежал на Запад, где стал просить о помощи у местных правителей. Фактический руководитель IV Крестового похода Бонифаций I Монферратский поверил обещаниям опального наследника: в случае возвращения ему власти финансово помочь рыцарям в их нападении на Египет. Поэтому крестоносцы устремились к Константинополю, который вскоре захватили дважды. Первая военная операция преследовала цель восстановить на престоле Исаака II. Второй штурм произошёл после того, как рыцари поняли, что ни Исаак, ни его сын не хотят выполнять данных ранее обещаний. Большую часть византийских святынь рыцари постепенно вывезли на Запад. Оказался продан, среди прочего, и терновый венец Иисуса Христа, хранящийся теперь в соборе Парижской Богоматери.  

Иннокентий III, узнав о поступке крестоносцев, сначала пришёл в ярость, но затем, поняв выгодность сложившийся ситуации, принял захват Константинополя как «волю Божию». Папа благословил Балдуина, герцога Фландрского, стать императором Латинской империи, заменившей собой упразднённую Восточную Римскую империю  Византию. Вместо православного Константинопольского Патриарха Иннокентий III поставил Латинским Патриархом Томазо (Фому) Морозини, подчинив его Римскому престолу.  

Падение Византии, в отличие от раскола 1054 года, было весьма остро воспринято в древнерусском обществе. Об этом факте свидетельствует наличие сразу нескольких литературных произведений, созданных в контексте этих печальных событий. Прежде всего, это «Книга паломник» Добрыни Ядрейковича – будущего архиепископа Новгородского Антония. Добрыня дважды побывал в Константинополе. Первый раз – до события 1204 года. Второе посещение состоялось в 1208 году. Таким образом, автор имел возможность убедиться, к каким губительным последствиям привело вторжение крестоносцев. Благодаря Добрыне-Антонию в Новгород были доставлены и спасены от перевозки на Запад некоторые греческие святыни – например, ризы Феодора Стратилата, мощи Власия Севастийского, часть камня от гроба Иоанна Богослова, частица Животворящего Креста Христова.  

Ещё одним древнерусским источником о событиях 1204 года стала «Повесть о взятии Царьграда фрягами». Здесь довольно подробно излагается предыстория IV Крестового похода и его непосредственное завершение в Константинополе. Автор повести попытался представить как греческое, так и западное понимание произошедших событий. Однако при некоторой эмоциональной отстранённости захват Царьграда воспринимался им всё же как событие трагическое. 

В основу рубрики положены работы А.Л. Дворкина, Ф.И. Успенского, Д. Филипса, С.И. Лучицкой.

Читать полностью
Из христиан в варвары

Оккупация Константинополя крестоносцами и возникновение на территории Византии Латинской империи, безусловно, изменили к худшему отношение православных христиан к Католической Церкви. Но то же самое верно сказать и в обратную сторону. После захвата Царьграда католики иначе стали относиться к православным.

Если до 1204 года христиане Востока рассматривались Римом в худшем случае как инакомыслящие, но тем не менее христиане, то после IV Крестового похода они превратились одновременно и в противников, и в объект миссии (а временами воспринимались на одном уровне с язычниками).  

Подобное отношение встречается уже во внешней политике папы Иннокентия III. В 1207 году понтифик направил послание духовенству и христианам Руси. Ссылаясь на то, что почти вся Греческая империя и Греческая Церковь подчинились папскому престолу и смиренно принимают его предписания, папа предлагал принять православным христианам Руси легата, которому даны все полномочия понтифика, чтобы «привести дочь к матери и часть тела к его главе».  

При Иннокентии III было положено начало завоеванию Ливонии, восточного побережья Балтийского моря, германскими и скандинавскими рыцарями, с последующим насильственным крещением проживавших там племён. Начатая военная кампания осуществлялась, среди прочего, силами Тевтонского ордена и присоединившегося затем к нему Братства меча, или Ордена меченосцев (данная организация представляла собой кальку с ближневосточных военно-монашеских образований – Госпитальеров, Иоаннитов, Тамплиеров и других). Орден меченосцев, в отличие от Тевтонского ордена, имел довольно краткую историю самостоятельного существования. Основанное в 1202 году для защиты католических институций в Ливонии, Братство меча почти сразу начало конфликтовать и с Полоцким, и с Новгородским княжествами. Начиная с 1217 года боевые столкновения между Орденом и новгородцами стали постоянными.  

Агрессии рыцарей способствовала восточная политика Рима. Преемник Иннокентия III Гонорий III призывал просвещать в духе католицизма жителей прибалтийских земель, как язычников, так и православных христиан. Усиление данного направления произошло при следующем понтифике – Григории IX. Он решил развернуть крестоносное движение на северо-восток – в направлении всё тех же прибалтийских территорий, а также Новгородских и Псковских земель. При Григории IX начинается время так называемых Северных крестовых походов, движущей силой которых стали упомянутые уже Тевтонский орден и Орден меченосцев (в 1237 году произошло слияние орденов). 

Первоначально Рим призывал установить экономическую блокаду для русских территорий, введя эмбарго на поставки железа, лошадей и продовольствия. Возникшее политическое напряжение в итоге вылилось в боевое столкновение новгородцев с войсками Ордена меченосцев в 1234 году на Омовже. Русские войска во главе с князем Ярославом, отцом Александра Невского, вышли из той битвы победителями. В 1237 году папа Григорий IX организовал второй крестовый поход на северные земли. Первоначально в планы крестоносцев не входило нападение на древнерусские территории. Но вторжение войск хана Батыя скорректировало цели латинских завоевателей  произошла активизация шведов, пожелавших взять под контроль Ладогу. Операция захватчиков летом 1240 года была успешно остановлена быстрой атакой дружины князя Александра Ярославича.  

Папа Григорий IX пытался бороться с православными христианами северной Руси не только мечом, но и словом. В буллах, написанных им в январе 1229 года, понтифик назвал русских «неверными», «врагами Бога и католической веры». Указывалось, что между «приверженцами Христа Спасителя» и «погибшими приверженцами сатаны» не может быть ничего общего. Среди прочего, папой запрещались смешанные браки, признавались недействительными православные Таинства Крещения и Миропомазания. Главной целью булл Григория IX являлось ограничить контакты между православным населением северо-западных и западных русских земель и католиками, тем самым способствуя увеличению числа сторонников католической агрессии в адрес Руси.  

В основу рубрики положены работы А.Н. Ужанкова, Б.Н. Флорипрот. И. Мейендорфа 

Читать полностью
«От вас учения не принимаем» Александр Невский и католический Запад

Папа Григорий IX скончался в 1241 году. Кардиналы Католической Церкви в течение двух лет не могли избрать ему достойного в их понимании преемника. Это, впрочем, не помешало Тевтонскому ордену продолжить свою деятельность по насильственному окатоличиванию северо-русских земель.

В 1243 году на папский престол был избран Иннокентий IVПонтифик продолжил политику предшественников по ведению активной католической миссии среди язычников и христиан-некатоликов. В булле Иннокентия «Cum hora undecima» 1254 года перечисляются народы, к которым должны идти монахи-миссионеры. Кроме мусульман и язычников, это греки, сирийцы, армяне, грузины, копты и другие. Папа пытался навязать православным грекам-византийцам унию – вероучительный союз, предполагавший признание главенства Римского епископа. Данная инициатива провалилась в 1250 году 

Иннокентий поддерживал колонизаторскую и миссионерскую деятельность Тевтонского (Немецкого) ордена в Прибалтике (особенно в Литве). Понтифик призвал монахов-доминиканцев из Германии, Дании и Польши проповедовать крестовые походы в ливонские земли и приравнял участие в походе в Прибалтику к крестовому походу на Святую землю. В 40-е годы XIII века также активизировалась политика папы по распространению католичества на галицко-волынских землях. Воспользовавшись монголо-татарской угрозой, Иннокентий IV стал активно предлагать местному князю Даниилу военную помощь в обмен на заключение унии. В 1253 году Даниил был коронован как король всея Руси папским легатом Опизоном из Медзано, но уже в 1257 году фактически от унии с Римом отказался.  

Сохранились два послания Иннокентия IV, адресованные князю Александру Ярославичу Невскому. В послании «Pater futuri seculi» от 22 января 1248 года понтифик призвал князя последовать примеру его отца, который во время встречи с Плано Карпини в Каракоруме, якобы заявил о готовности заключить союз с Римом. Кроме того, Иннокентий просил князя сообщать рыцарям Тевтонского ордена о возможных нападениях монголов. В сентябре 1248 года папа отправил новое послание «Aperuit Dominus oculos». Данный документ представляет больший интерес для исследователя.  

Понтифик заявляет, что был доволен получить ответ князя с выраженным в нем согласием «путем истинного послушания приобщиться к единой главе Церкви» и сообщением о строительстве в Пскове кафедрального собора. Исследователи по-разному оценивают текст этого послания: большинство относятся к утверждениям Иннокентия скептически, полагая, что папа выдает желаемое за действительное. Существует и иное мнение: что послание Римского епископа было составлено на основании некоего «нейтрально-дружественного», по определению А.А. Горского, ответа от князя Александра, находившегося в Орде и якобы выразившего надежду на помощь Запада 

Вне зависимости от выбора возможного объяснения, ключевым пунктом в западной политике новгородского князя следует рассматривать не его возможное послание в Рим, а прямой отказ от принятия католичества, данный после возвращения из Орды. В 1250 году (по другим сведениям, в 1251 годукнязя посетили два кардиналапривезшие с собой папскую буллу. На предложение Рима об унии был получен ответ: «От вас учения не принимаем»Выбор князя впоследствии определил вектор внешней политики Руси и оказался верным, что подтвердилось в целом печальным опытом взаимодействия с Западом князя Даниила Галицкого.  

Стоит отметить, что отказ князя Александра от вероучительного союза с Римом не являлся отвержением возможности взаимодействия Руси с западными государствами и западным миром в целом. Об этом свидетельствует и желание Александра устраивать династические браки своих детей с представителями скандинавских фамилий, и заключение политического союза с норвежским королем Хаконом IV, а также с Миндовгом, правителем Великого Литовского княжества и католиком по вероисповеданию. 

В основу рубрики положены работы А.В. МайороваА.А. Горского, Э. ХёшаБ.Я. Рамма. 

Читать полностью

Горский А. А.

Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Дворкин А. П.

Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.

Копылов А. Н.

Католическая Церковь в России (конец IX - начало XXI вв.). – М.: Спутник+, 2012.

Флоря Б.Н.

У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.) // Исторический вестник. 1999. № 2 (Введение, гл.1), 3–4 (гл. 2); 2000. № 1 (гл. 3), 2 (гл. 4), 3–4 (гл. 5); 2001. № 1 (гл. 6, Заключение).

Огицкий Д.П., Козлов М., прот.

Западное христианство: взгляд с Востока. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

Протопресвитер Иоанн Мейендорф.

Рим-Константинополь-Москва. Исторические и богословские исследования. М: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

Рамм Б.Я.

Папство и Русь в X-XV вв. М, Л., 1959.

Лучицкая С.И.

Крестовые походы. Идея и реальность СПб.: Наука, 2019.

Успенский Ф.И.

История Крестовых походов. СПб.: Евразия, 2000.

Хеш Э.

Восточная политика Немецкого Ордена в XIII веке // Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб., 1995.

Пройдите тест

error: