
Многие события имеют особое значение для государства, общества в целом или его отдельных институтов и, наконец, в жизни конкретного человека.
Некоторые из них служат своего рода верстовым столбом или барьером, разделяя ход жизни на «до» и «после». Когда мы говорим «до революции» или «в послевоенное время», то обращаемся к целым эпохам, подразумевая, что Русская революция и Великая Отечественная война знаменуют конец предшествующего периода и одновременно начало следующего. В традиции каждого народа можно выделить ряд эпохальных событий. В русской истории одним из таких явлений, разделивших течение истории на «до» и «после», стало монгольское нашествие. Словосочетания «домонгольская Русь», «домонгольская культура», «домонгольский период» и близкие им прочно вошли в обиход не только исследователей древности. Для любого человека, мало-мальски знакомого с отечественной историей, понятно, о какой эпохе идёт речь. Во всяком случае, предельно ясно, когда она закончилась, и почему появление кочевников из далёких азиатских степей в середине XIII века имело для Руси последствия воистину вселенского масштаба.
Тесно связано с домонгольской Русью и понятие «Древняя Русь». В узком значении оно применяется к древнейшему государству восточных славян, в широком – определяет культурные, социальные, духовные и иные явления, которые имели место в эпоху существования первого восточнославянского государства. Например, по мнению одного из авторитетных современных историков русского Средневековья А.В. Назаренко, именно вторую половину XIII века, то есть период, начавшийся после нашествия монголов, следует рассматривать верхним временным рубежом Древней Руси: «В этом смысле нельзя признать вполне оправданным нередко встречающееся применение определения “древнерусский” к более поздним историческим явлениям и культурным феноменам – иногда вплоть до XVII века (древнерусская литература и т. п.)». Хотя историк не считает, что только и исключительно монгольский фактор привёл к кризису, во многом именно с ним А.В. Назаренко связывает конечный закат Древней Руси.
Проницательный читатель может воскликнуть: «А как же Русь Киевская? Разве её распад ещё раньше не ознаменовал начало нового периода – раздробленности русских земель?» Действительно, принятой датой распада великой державы, столицей которой был город на днепровских холмах, и начала удельного периода в истории восточных славян является 1132 год. Кончина в этом году князя Мстислава Владимировича, владевшего киевским столом, часто отмечается в исследованиях как веха, после которой усилились и княжеские усобицы, и обособление земель. Эти события уже их современниками воспринимались в качестве трудного и болезненного состояния Руси. Но в то же время киевский стол манил, за него велась упорная борьба, обладание им возвышало князя в глазах политической элиты того времени. Одновременно с обособлением расширялись на разных уровнях горизонтальные связи между землями. Наконец, люди XII века не воспринимали 1132 год как эпохальный: «юридического» прекращения истории Киевского государства не было, как это случилось с Советским Союзом в 1991 году. 1132 год предложили считать таким историки…
В конце концов, любая периодизация – это условность, задача которой лучше осмыслить однородные явления. В периодизации всё зависит от критерия, и одновременно могут существовать разные периодизации, каждая из которых обращает особое внимание на те или иные обстоятельства.
В основу рубрики положены работы А.В. Назаренко, А.В. Лаушкина.