Большие и малые войны пронизывали жизнь древнерусского князя с ранней юности до смерти. Князья выясняли отношения между собой, защищали собственную землю от воинственных иноплеменников, совершали дальние походы против врагов.
Можно сказать, что вся их жизнь проходила в седле боевого коня. Там же зачастую настигала их и смерть. «Дивно ли, если муж пал на войне? – восклицал Владимир Мономах. – Умирали так лучшие из предков наших!» Своих сыновей он напутствовал честно исполнять «дело мужское», не страшась ни сражений, ни смерти и полагаясь на одного Бога.
На войне князьям сопутствовали разнообразные церемонии. Самыми торжественными и многолюдными из них были две – выход войска в поход и его возвращение с победой.
Помимо сугубо военных приготовлений – получения разведданных, сбора войска, проверки его боеспособности, комплектации обоза – князья заботились и о духовной подготовке к грядущему столкновению с врагом beteasy обзор. Они не сомневались, что победа – это дар Божий и что невозможно добиться её лишь многочисленностью полков и воинским искусством. Имевший византийские корни и распространённый на Руси юридический сборник «Закон Судный людем» прямо указывал на то, что на поле боя Бог подаёт помощь тем, у кого сердце светлое: «помощь бо даеться от Бога съ сердцемь свѣтивомь». Благочестие воинов и правота защищаемого ими дела воспринимались людьми того времени как самые верные залоги победы, а поражение в сражении принималось ими как наказание за собственные грехи.
Подготовка к войне включала молитвы, благочестивые обеты, раздачу милостыни, поклонение святыням. Вот как об этом свидетельствует Повесть временных лет, рассказывая о последних днях перед походом на половцев: «…русские же князья и воины все молились Богу и обеты давали Богу и Пречистой Матери Его, кто кутьей, кто милостынею убогим, другие же пожертвованиями в монастыри». Все эти добрые дела должны были не только умилостивить Бога, но и подготовить воинов к возможной гибели на поле брани – к встрече с Небесным Судиёй.
Своего пика духовная подготовка к войне достигала в день отправления в поход. Попрощавшись с родными и друзьями, князья и их «вои» собирались в храме на богослужение, где причащались Святых Таин. Интересно, что часто выход на войну назначался на «неудобный» для этого на первый взгляд воскресный или праздничный день, когда богослужение было особенно торжественным, а храмы – полны народа. Однако религиозный подъём, сопутствовавший празднику, как нельзя лучше подходил для завершения духовной подготовки воинов к испытаниям войны. К тому же у князей была и иная причина для такого календарного выбора. Они верили, что приурочение отправного момента какого-либо важного дела ко дню празднования в честь Христа, Богородицы или же чтимого святого даёт особую надежду на их помощь в начинаемом деле… После церковной службы, получив благословение духовенства и, по византийской традиции, взяв с собой в поход чтимые святыни, полки торжественно покидали стольный город.
Если князь одерживал победу, то его возвращение в город было организовано ещё более торжественно. В ритуалах этого праздничного входа можно было почувствовать влияние величественного церемониала византийских императорских триумфов, имевших место в столице империи Константинополе.
Гонцы заранее предупреждали горожан о времени прибытия победоносного войска. Жители города, возглавляемые духовенством и боярами, выходили с крестами навстречу победителям за крепостные ворота. Встреча сопровождалась пением благодарственных молитв Богу и особых победных гимнов князю, которые именовались «славы». Миниатюрист, работавший над миниатюрами Радзивилловской летописи, изобразил над стеной города, в который возвращалось победоносное войско местного князя, трубача с длинной трубой. Победители торжественно следовали к воротам, демонстрируя добычу и пленных. Последних, по примеру греков, на Руси подвергали порой ритуальному унижению. Так, Александр Невский, входя во Псков после Ледового побоища в 1242 года, вёл побеждённых немецких рыцарей пешими и босыми. У ворот пришедшие и встречающие соединялись и далее красочной процессией (по сути – крестным ходом) следовали в соборный храм, где вновь благодарили Господа за дарованную победу и молились о победителях – живых и павших. Часто и для «възвращения с побѣдою» князья находили в церковном календаре день, отмеченный каким-либо большим праздником, что придавало торжеству особый размах. Завершал череду радостных событий княжеский пир, на который, разумеется, приглашали уже не всех.
В основу рубрики положены работы А. В. Лаушкина.