В XIII – первой половине XVI века Александр Невский воспринимался в исторической памяти в первую очередь как святой.
Это было во многом следствием объективного обстоятельства: понимание того, что государству для его успешного функционирования необходимо формирование идеологии, пришло далеко не сразу. Разумеется, это не означало, что идеологии не было вовсе, просто складывалась она стихийно. Её основой были, конечно, религиозные начала (православие, особенно почитаемые святыни и святые и так далее), но определённую роль играли и собственно патриотические установки (яркий пример – восприятие «вольностей» Великого Новгорода его жителями). Что касается Александра Невского, то составленное вскоре после его смерти житие и происходившие у места его упокоения чудеса способствовали тому, что он оставался для современников в первую очередь канонизированным подвижником.
Ситуация претерпела изменения в эпоху Ивана IV Грозного, принявшего в 1547 году царский сан в дополнение к прежнему великокняжескому. Тем самым Русское государство приобрело новый статус – царства. Это сопровождалось созданием государственной идеологии, обосновывавшей такие устремления. Именно в этом ключе имеет смысл рассматривать произошедшую на состоявшемся в тот же год церковном соборе общерусскую канонизацию сразу нескольких русских святых, среди которых был и Александр Невский.
Принятие царского венца означало одномоментное повышение авторитетности правящей династии, к которой принадлежал Иван IV. Одним из средств подтверждения её значимости было указание, во-первых, на присущую ей древность, а во-вторых, на достоинства предков коронованного царя. По приказу из Москвы в различных городах была проведена работа по описанию гробниц давно почивших Рюриковичей и внесению их имён в синодики. В них заносили в том числе представителей и представительниц боковых ветвей, а уж прямых пращуров монарха пропустить и вовсе было невозможно. Один из таких синодиков был использован в качестве аргумента перед восточными Патриархами для принятия Иваном царского титула.
Александр Невский тогда уже почитался святым, и вносить его в синодик не требовалось. А вот подчеркнуть лишний раз, что царствующий монарх – его прямой потомок, было вовсе не лишним. На это было направлено в том числе составление новых редакций жития.
Начиная с XVI века образ Александра всё чаще изображают на иконах. Как раз в год принятия Иваном IV царского титула (1547 год) в Москве произошёл пожар, в результате которого, помимо прочего, пострадали росписи усыпальницы московских правителей – Архангельского собора, вскоре после этого расписанного вновь. Имелись там и изображения князей, среди которых был и Александр Невский.
В правление Ивана Грозного активно велась летописная работа. В частности, была составлена так называемая Степенная книга, представляющая собой целостное изложение истории Руси. В её тексте, по замечанию А. В. Сиренова, «всегда есть главный герой, вокруг которого разворачивается действие», и одним из таких героев был Александр Невский, которому посвящена отдельная (восьмая) степень. Кроме того, по всему тексту памятника буквально «рассыпаны» мелкие вставки, указывающие на интерес к личности князя. Следует отметить, что житие Александра было включено и в Лицевой летописный свод, миниатюры которого представляют собой совершенно уникальные памятники.
После Смутного времени и воцарения новой династии историческая традиция почитания князя не прерывалась: в 1640 году по указу Михаила Романова были изготовлены покровы на гробницы брата и матери Александра, а около 1630 года по инициативе Патриарха Филарета в Кремле был устроен посвящённый князю храм. В день его памяти ― 23 ноября ― устраивались крестные ходы. Портрет Александра и повествование о нём были включены в «Титулярник» (1672 года). Первые Романовы заботились и о состоянии страдавшего от пожара Рождественского собора, в котором находились мощи князя. Впрочем, несмотря на то, что культ Ярославича всё больше приобретал светские черты, в его основе в течение всего допетровского периода оставалось именно церковное почитание, и он не приобрёл по-настоящему государственного характера.
В основу рубрики положены работы А. В. Сиренова, Р. А. Соколова.