Образ Александра Невского в допетровский период не имел широкого распространения.
Наиболее ранним и достоверным считается его изображение на двусторонней иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, где он изображён вместе с двумя другими святыми – Иоанном Рыльским и Авраамием Ростовским. Икона была создана в середине XVI века. Александр Невский, принявший постриг незадолго до смерти, представлен на ней в монашеских одеждах, в руках держит свиток с поучением. Он выглядит седовласым старцем, в отличие от последующей традиции изображения его в возрасте средних лет (на момент смерти Александру было 43 года). Возможно, в ранний период формирования иконографии особенности возраста и другие детали ещё не были осмыслены в живописи.
В XVI–XVII веках изображения Александра Невского в основном были связаны с памятниками живописи, созданными по заказу членов правящей династии, воздававших почести своему святому предку. В росписях соборов Московского Кремля Александр Невский представлен в окружении правителей рода Рюриковичей. История воинских подвигов Александра Невского впервые появляется в 110 миниатюрах Лицевого летописного свода, созданного в 1568–1576 годах для библиотеки Ивана Грозного. Помимо подробного описания исторических событий с участием святого князя, в летописном рассказе есть миниатюры, прославляющие добродетели и достоинства Александра Невского. Основная часть ранних образов святого принадлежит к типу небольших по размеру вкладных икон. Князь изображался монахом, его фигура представлена фронтально или развёрнута вполоборота в молении образу Богоматери с Младенцем Христом, готовых откликнуться на молитвенное обращение Александра, что символизирует доходчивость и деятельность его заступничества.
Житийный рассказ подробно представлен в 36 клеймах иконы первой трети XVII века, созданной для первого Александро-Невского храма в Московском Кремле. Храм, впервые упомянутый в документах 1625 года, неоднократно страдал от пожаров и восстанавливался. Особое значение он приобрел после Смутного времени. Известно, что ежегодно в день памяти Александра Невского царь Михаил Феодорович устраивал туда торжественные выходы. В среднике иконы святой изображён в монашеских одеждах, в рост, со свитком в руке. В клеймах автор следует тексту жития 1591 года, при этом события земной жизни сокращены до 12 сцен, остальные 24 клейма максимально подробно рассказывают о посмертных чудесах, свидетельствуя об особом заступничестве святого за русских людей.
Первый шитый покров на раку Александра Невского был изготовлен в 1642–1652 годах на средства Патриарха Иосифа, родившегося во Владимире и особо почитавшего князя. Особенностью второго покрова, шитого в мастерской Строгановых в 1670–1680-е годы, является изображение святого с закрытыми глазами, то есть буквальное уподобление его усопшему князю. Третий известный покров выполнен в мастерской боярыни Акилины Петровны Бутурлиной и вложен в Рождественский собор во Владимире в 1695–1697 годы. В это время на пожертвования царской четы Петра Алексеевича и Евдокии Фёдоровны об усопшем сыне царевиче Александре Петровиче, умершем во младенчестве в 1692 году, для мощей святого изготовили новую раку, образ на крышку раки написали в Оружейной палате.
Владимирская земля стала первым местом почитания святого Александра Невского уже вскоре после его смерти. Образ Александра Невского неизменно входил в состав святых владимирских чудотворцев, куда также были включены благоверные князья Георгий Всеволодович, Андрей Боголюбский, Глеб Владимирский (сын равноапостольного князя Владимира) и мученик Авраамий Болгарский.
В основу рубрики положены работы Н.М. Абраменко.