МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Александр Невский в живописи
Допетровский период – образ Александра Невского в искусстве XVI–XVII веков

Образ Александра Невского в допетровский период не имел широкого распространения.

Наиболее ранним и достоверным считается его изображение на двусторонней иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, где он изображён вместе с двумя другими святыми – Иоанном Рыльским и Авраамием Ростовским. Икона была создана в середине XVI века. Александр Невский, принявший постриг незадолго до смерти, представлен на ней в монашеских одеждах, в руках держит свиток с поучением. Он выглядит седовласым старцем, в отличие от последующей традиции изображения его в возрасте средних лет (на момент смерти Александру было 43 года). Возможно, в ранний период формирования иконографии особенности возраста и другие детали ещё не были осмыслены в живописи.

В XVI–XVII веках изображения Александра Невского в основном были связаны с памятниками живописи, созданными по заказу членов правящей династии, воздававших почести своему святому предку. В росписях соборов Московского Кремля Александр Невский представлен в окружении правителей рода Рюриковичей. История воинских подвигов Александра Невского впервые появляется в 110 миниатюрах Лицевого летописного свода, созданного в 1568–1576 годах для библиотеки Ивана Грозного. Помимо подробного описания исторических событий с участием святого князя, в летописном рассказе есть миниатюры, прославляющие добродетели и достоинства Александра Невского. Основная часть ранних образов святого принадлежит к типу небольших по размеру вкладных икон. Князь изображался монахом, его фигура представлена фронтально или развёрнута вполоборота в молении образу Богоматери с Младенцем Христом, готовых откликнуться на молитвенное обращение Александра, что символизирует доходчивость и деятельность его заступничества.

Житийный рассказ подробно представлен в 36 клеймах иконы первой трети XVII века, созданной для первого Александро-Невского храма в Московском Кремле. Храм, впервые упомянутый в документах 1625 года, неоднократно страдал от пожаров и восстанавливался. Особое значение он приобрел после Смутного времени. Известно, что ежегодно в день памяти Александра Невского царь Михаил Феодорович устраивал туда торжественные выходы. В среднике иконы святой изображён в монашеских одеждах, в рост, со свитком в руке. В клеймах автор следует тексту жития 1591 года, при этом события земной жизни сокращены до 12 сцен, остальные 24 клейма максимально подробно рассказывают о посмертных чудесах, свидетельствуя об особом заступничестве святого за русских людей.

Первый шитый покров на раку Александра Невского был изготовлен в 1642–1652 годах на средства Патриарха Иосифа, родившегося во Владимире и особо почитавшего князя. Особенностью второго покрова, шитого в мастерской Строгановых в 1670–1680-е годы, является изображение святого с закрытыми глазами, то есть буквальное уподобление его усопшему князю. Третий известный покров выполнен в мастерской боярыни Акилины Петровны Бутурлиной и вложен в Рождественский собор во Владимире в 1695–1697 годы. В это время на пожертвования царской четы Петра Алексеевича и Евдокии Фёдоровны об усопшем сыне царевиче Александре Петровиче, умершем во младенчестве в 1692 году, для мощей святого изготовили новую раку, образ на крышку раки написали в Оружейной палате.

Владимирская земля стала первым местом почитания святого Александра Невского уже вскоре после его смерти. Образ Александра Невского неизменно входил в состав святых владимирских чудотворцев, куда также были включены благоверные князья Георгий Всеволодович, Андрей Боголюбский, Глеб Владимирский (сын равноапостольного князя Владимира) и мученик Авраамий Болгарский.

В основу рубрики положены работы Н.М. Абраменко.

Читать полностью
Образ святого Александра Невского в искусстве XVIII века

В новое время почитание Александра Невского приобрело характер государственного культа.

Пётр I видел в почитании святого князя возможность духовной опоры в решении геополитических задач. Основание Александро-Невского монастыря и перенесение туда мощей святого, введение нового праздника в календарь и осознание роли князя-воина в формировании российской государственности способствовали появлению новой иконографии, отразившей перемены в Церкви и государстве. Указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года запрещал художникам писать Александра Невского в монашеских одеждах, вместо этого следовало изображать святого только в облачениях великого князя. В соответствии с новыми требованиями заменили икону на раке святого на новую, написанную Санкт-Петербургским живописцем Иваном Одоевским.

В послепетровское время в образе Александра Невского прочно закрепились горностаевая мантия, рыцарские латы, венец и другие символы не княжеской, а императорской власти. Воинские доспехи постепенно заменили европейскими, а собранные воедино атрибуты составляли коронационный набор европейских монархов. Необходимость подобной реформы заключалась в том, чтобы средствами искусства показать династическое равенство Рюриковичей и Романовых с королевскими фамилиями Европы, а также показать родовое право на владение прибалтийскими землями, завоёванными Александром, но в течение истории утраченными.

Созданные в XVIII–XIX веках гравюры и иконы зафиксировали менявшийся архитектурный облик Александро-Невской обители и Санкт-Петербурга. Уже в первой половине XVIII века Александр Невский становится основным покровителем новой столицы империи. Небольшая серия икон с изображением святого на фоне Александро-Невского Троицкого монастыря написана в 1730-е годы. Композиция восходит к традиционному изображению святого с видом обители: фигура представлена на фоне монастырской архитектуры и обращена в молении образу Троицы, обозначая посвящение главного престола соборного храма. На груди святого князя красная лента, что, возможно, является знаком ордена Александра Невского, учреждённого в 1725 году. Изображённый на иконе Троицкий собор являлся орденским храмом, в котором во время Литургии на престольный праздник собирались кавалеры ордена.

Активность иконографических новшеств ослабевала вдали от столицы. Региональные иконописцы продолжали изображать Александра Невского в монашеских и княжеских одеждах, несмотря на синодальный указ. В произведениях старообрядческих мастеров прослеживается строгое неприятие петровских реформ и подчёркнутое игнорирование нововведений в иконографию древнего святого – он по-прежнему изображается как преподобный.

В XVIII веке тема Александра Невского получила развитие в разных видах светского искусства как составная часть родословных программ – появились произведения, объединяющие сонм предков царствующего монарха. Первым произведением этого сюжета стала гравюра 1717 года Питера Пикарта «Апофеоз воинской славы Петра (Пётр I в родословии)». Её инициатором и автором текста стал архиепископ Феофан (Прокопович). Пётр I представлен на постаменте с изображением батальных сцен в окружении 33 портретов русских царей и князей. Проблема создания родословий заключалась в том, кого именно включать в состав предков монарха и откуда брать информацию о внешнем облике первых правителей, сведения о которых не сохранились. Источниками стали Титулярники и ряд гравюр с изображениями монархов Европы. Второй тип родословий представлен в сериях портретов членов династии. Сохранились несколько подобных портретов Александра Невского, где он изображён в исторических одеждах, без нимба, часто с мечом в руках. Подобные портретные галереи предназначались для украшения дворцов и крупных административных учреждений в столице и регионах.

В основу рубрики положены работы Ж.Г. Белик.

Читать полностью
Александр Невский в произведениях художников академического направления

После завершения строительства Троицкого собора Александро-Невского монастыря в 1793 году Екатерина II заказала для украшения храма несколько работ, прославляющих военные победы святого.

Картина Г. И. Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» стала первым произведением художника на тему русской истории и ранним примером использования работ русских исторических живописцев в храмах. Юный Александр верхом на коне возглавляет княжескую дружину, его фигура выделена светом, князя встречают жители Пскова во главе с духовенством. Картина подчёркивает радость и торжество победы над врагом, славу русского оружия и личную доблесть молодого полководца.

В XIX веке имя Александр носили три российских императора, что способствовало усилению роли святого как покровителя царствующего дома. Его образ как представителя имперского собора святых являлся неотъемлемой частью храмового убранства на протяжении всего XIX столетия. К теме Александра Невского обращается плеяда исторических живописцев, занимавшихся украшением столичных храмов – В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, Т. А. Нефф, К. П. Брюллов и другие. Каждый из них создал индивидуальный образ князя, подчёркивая разные стороны его почитания. Икона В. Л. Боровиковского показывает Александра как небесного заступника своего народа – он стоит на облаке, взгляд направлен вверх, к Божественному свету. В. К. Шебуев писал Александра Невского для нескольких храмов, он создал образ князя-воина, изобразил рядом его дружинников, показал святого в молитве, отражающей силу духа полководца, способного успешно руководить армией и спасти отечество.

Строительство и украшение Исаакиевского собора стало новой страницей в иконографии Александра Невского. В иконостасах собора представлены святые, соимённые императорской семье, присутствуют мужские и женские образы. Мозаичная икона в главном иконостасе собора выполнена по эскизу Т. А. Неффа: святой предстаёт полным достоинства и величия князем-воином, символом устойчивости коренных начал российской государственности, его взгляд направлен вниз, – эта новая для иконографии князя деталь подчёркивает его сосредоточенность на религиозном настроении. Образ Александра Невского встречается в убранстве храма неоднократно: в главном куполе святой князь представлен рядом со святым Исаакием Далматским, в придельном иконостасе помещена мозаичная икона святого, на внутренних южных дверях – сцены его жития и ростовые скульптуры, выполненные с применением техники гальванопластики.

Начиная с 1860-х годов художники академического направления создавали произведения на религиозные темы, в которых под видом исторически достоверного действия размышляли о животрепещущих вопросах современности. К таким работам, вызвавшим неоднозначные оценки современников, относятся сюжеты жития Александра Невского в росписях Храма Христа Спасителя в Москве. Из четырёх композиций сохранилась одна – «Александр Невский принимает папских легатов». Её смогли демонтировать перед взрывом собора, остальные известны по фотографиям и эскизам. Росписи выполнил мастер жанровой живописи Г. И. Семирадский, известный созданием эффектных композиций, великолепным умением передать историческую обстановку, внимательным отношением к воспроизведению костюмов, поз, тончайшим мастерством в передаче света и тени, психологической тонкостью взаимодействий персонажей. Через акценты на деталях художник добивался формирования у зрителя сильного впечатления. Тем не менее, публикации в прессе указывают, что общее зрительное впечатление от художественного произведения далеко не всегда формировало положительный образ святого князя.

Созданные профессиональными живописцами произведения расширили иконографию Александра Невского. Как образцы они получили дальнейшее развитие в иконописных центрах. В XIX веке тезоименитому святому монархов посвящали храмы, писали иконы. Почитание государя и уважение к его деятельности выразилось в распространении икон, написанных в память о важных исторических событиях. Поводом для создания образов становились государственные манифесты, посещения высочайшими особами городов и монастырей, покушения, бракосочетания, интронизации и другие эпизоды. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Благодарное поминание императора выразилось в почитании его патронального святого. В память о неудачных попытках убийства Александра II писали «иконы покушений», часто их заказчиками были простые крестьяне. Образы с одиночной фигурой Александра Невского или в составе избранных святых часто создавали в связи со спасением жизни представителей царствующего дома, высочайших посещений и торжеств. Подобные иконы предназначались для представителей разных слоёв населения, они разнообразны по стилистике и художественному уровню. Почитание небесного покровителя царствующего дома сделало иконы Александра Невского востребованными практически повсеместно.

В основу рубрики положены работы Ж.Г. Белик.

Читать полностью
В церковном искусстве последней четверти XIX – начала XX века

Выдающимся памятником последней четверти XIX века стал Владимирский собор в Киеве. Определяющая роль в создании храмового убранства принадлежала В.М. Васнецову, хотя в росписях участвовали и другие художники.

По замыслу храмоздателей в живописи собора через образы русских святых должен был воплотиться духовно-нравственный идеал Святой Руси. Ставилась задача представить во времени собирательный образ самой России и русской святости, наполнить его реальными археологическими подробностями. Александр Невский предстаёт былинным богатырём со славянскими чертами, русыми волосами. Князь-воин одет в доспехи, в руках держит меч и стяг, он наполнен силой духа и обладает огромной физической мощью.

Мозаичный образ Александра Невского в храме Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), выполненный по эскизу М. В. Нестерова, показывает князя в молении накануне Невской битвы. Святой изображён в профиль, голова склонена перед иконой Божией Матери, у ног лежат щит и меч. Основное внимание художник перенёс с воинской доблести на смирение перед волей Божией. Мозаика удачна в плане цветового решения: безукоризненна цветовая гамма одежд, передан блеск доспехов и тепло огня горящей в руках святого свечи. Александру Невскому как будто недостаёт физической силы, князь погружён в молитву, духовно сосредоточен, наполнен тихим искренним сердечным чувством. М. В. Нестеров продолжил эту тему в серии образов князя для росписей храма Александра Невского в Абастумани в Грузии.

В конце XIX – начале ХХ века российское образованное общество находилось под впечатлением от реставрационных открытий памятников древнерусской иконописи. Образы Александра Невского, выполненные в московских мастерских, ориентированы на стиль средневековых мастеров и одновременно включают элементы нового русского стиля, что придало иконам святого особую эстетическую привлекательность. Эти тенденции ярко иллюстрируют иконы, написанные в мастерских поставщиков Высочайшего двора, иконописцев и реставраторов В. П. Гурьянова, М. И. Дикарёва, И. С. Чирикова и других. На иконе Александра Невского, написанной в мастерской В. П. Гурьянова в начале ХХ века, художник отказывается от изображения доспехов и государственных регалий, используя другие символы и знаки. На связь с царствующим домом указывает рисунок ткани на плаще в виде двуглавых орлов, точно повторяющий орнамент коронационных тканей этого времени, воинские подвиги отмечены опущенным вниз мечом. В произведениях иконописца и реставратора Н. С. Емельянова образ Александра Невского построен на ярких контрастных цветовых сочетаниях. Эффектная композиция и выразительный рисунок показывают характерные для 1910-х годов новые тенденции русской иконы, когда точное копирование средневековых памятников постепенно сменяется необходимостью создания новых композиций на основе творческого осмысления древнерусского искусства.

В основу рубрики положены работы Ж.Г. Белик.

Читать полностью

Книжная полка

  • Рункевич С. Г.

    Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 1913.

  • Климов П. Ю.

    Святой Александр Невский в русской церковно-монументальной живописи второй половины XIX — начала XX века (Г. И. Семирадский, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров) // Александр Невский и история России: материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996 С. 93–101.

  • Религиозный Петербург

    СПб., 2004.

  • Регинская Н. В., Цветков С. В.

    Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010.

  • Павлова И. Г.

    Образ Александра Невского в изобразительном искусстве. К вопросу об иконографии. Псков, 2015.

  • Преображенский М.Т.

    Ревельский православный Александро-Невский собор. Краткое описание собора. СПб., 1902.

  • Бусева-Давыдова И. Л.

    Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М., 2019.

  • Мироненко Д. Г.

    Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI - начала XXI века. СПб., 2020.

  • Благоверный князь Александр Невский

    Блистая славою на земле и на Небесах / сост. Н. М. Абраменко, Ж. Г. Белик, А. В. Духанина, Р. А. Соколов. М.: Лето, 2021.

  • Материкин А.В.

    Собор Александра Невского. Страницы истории первого царицынского кафедрального собора. Волгоград. 2004.

Рункевич С. Г.

Александро-Невская лавра. 1713–1913. СПб., 1913.

Климов П. Ю.

Святой Александр Невский в русской церковно-монументальной живописи второй половины XIX — начала XX века (Г. И. Семирадский, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров) // Александр Невский и история России: материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996 С. 93–101.

Религиозный Петербург

СПб., 2004.

Регинская Н. В., Цветков С. В.

Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010.

Павлова И. Г.

Образ Александра Невского в изобразительном искусстве. К вопросу об иконографии. Псков, 2015.

Преображенский М.Т.

Ревельский православный Александро-Невский собор. Краткое описание собора. СПб., 1902.

Бусева-Давыдова И. Л.

Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М., 2019.

Мироненко Д. Г.

Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI - начала XXI века. СПб., 2020.

Благоверный князь Александр Невский

Блистая славою на земле и на Небесах / сост. Н. М. Абраменко, Ж. Г. Белик, А. В. Духанина, Р. А. Соколов. М.: Лето, 2021.

Материкин А.В.

Собор Александра Невского. Страницы истории первого царицынского кафедрального собора. Волгоград. 2004.

Пройдите тест

  • В каком столетии появились первые изображения святого Александра Невского?

    XVI

  • Почему князь изображался не только в княжеских, но и в монашеских одеждах в XVI—XVII веках?

    Он принял монашеский постриг перед смертью.

  • Question image
    Какой художник является автором этого изображения?

    В. К. Шебуев

  • Question image
    Выберите правильное название картины.

    Фёдор Моллер. Отказ Александра Невского исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту.

вопрос из
вопрос из