Александру Невскому была оставлена только его роль полководца и государственного деятеля. Изображать князя полагалось в пору молодости и боевых успехов.
Новая власть вспоминает о князе-полководце только в конце 30-х годов, ставя перед художниками главенствующую задачу: превратить идеологию в историю.
Места установки памятников Невскому в советское время выбирались сообразно этапам его жизненного пути и героических деяний. На родине Александра Ярославича, в Переславле-Залесском, в 1945 году был открыт музей Александра Невского, размещённый в Спасо-Преображенском соборе. По инициативе директора Переславского краеведческого музея Константина Иванова исполком горсовета в 1946 году принял решение установить вблизи собора бюст Александра Невского. В 1948 году скульптором Г. И. Мотовиловым были изготовлены два варианта гипсового бюста Александра Невского, на склоне лет и в молодом возрасте. Выбор жюри Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР был однозначен: никаких сомнений во взгляде, усталости и длинной бороды. Миру интересен только успех!
Наверно, поэтому в 1952 году изготовление бронзового бюста Александра Невского для установки в Переславле было поручено лауреату Сталинской премии, скульптору С. М. Орлову. Хотя Сергей Михайлович был известен прежде всего как скульптор Дмитровского фарфорового завода, тема Александра Невского не была для него новой. Из множества работ Орлова, выполненных в фарфоре, особенно выделяется сложная монументальная композиция «Александр Невский» (1943), изображающая князя Александра Ярославича и новгородских ополченцев, отстоявших свободу и независимость Родины в борьбе с тевтонскими захватчиками. Эта скульптура была создана Орловым в очень большом размере (около 1 м), что с технической точки зрения представляло собой явление примечательное в истории художественного фарфора. Сталинская премия была присуждена Орлову за фарфоровые композиции ещё до его участия в конкурсе на памятник Юрию Долгорукому.
Авторство и дата установки памятника в Переславле-Залесском (скульптор С. М. Орлов, архитектор Л. Л. Капица, 28 декабря 1958 года) хорошо известны. А вот с другим бюстом, который вполне может считаться типовым, поскольку повторён в разных городах и разных материалах, ясности нет. Как установил владимирский исследователь С. Л. Бубнов, бюст Невского, установленный во Владимире (1959), Великом Новгороде (1959), Павлодаре, Туле, сёлах Ворше и Усть-Качке, остаётся не атрибутированным. Авторство З. И. Азгура было опровергнуто ответом из Мемориального музея-мастерской этого скульптора, находящегося в Минске.
Монумент в память о Ледовом побоище, установленный на горе Соколиха вблизи Пскова (скульптор И. И. Козловский, архитектор П. С. Бутенко, 23 июля 1993), проектировался с 1967 по 1990 год. Скульптурная группа русских воинов во главе с Александром Невским слита в единый объём. Центральная фигура – князь Александр Невский на боевом коне. Над воинами высоко подняты на стальных стержнях кованые изображения прапоров псковских, новгородских, владимирских и суздальских полков. Авторы проекта пытались придать строю пеших воинов в шлемах подобие силуэта псковских церквей XIII–XIVвеков. Идея этой композиции – в единстве народа и князя, несокрушимо защищавших Родину.
Ещё один конный памятник Невскому был открыт в Санкт-Петербурге 9 мая 2002 года (скульпторы В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, архитекторы Г. С. Пейчев, В. В. Попов). Здесь образ князя явно тяготеет к теме конных монументов в городах Европы, характерных для эпохи Возрождения. Созданный в постсоветское время, этот монумент возрождает память о святом благоверном князе Александре Невском, что отражено как в надписи на постаменте, так и в сюжетах барельефов, посвящённых событиям из Жития.
В начале XXI века наиболее распространённым типом памятников Александру Невскому стали скульптура в полный рост и бюст на постаменте.
Большинство современных скульптур повторяют образцы памятников XIX–ХХ века. Пытаясь отразить всю полноту образа благоверного князя, авторы пользуются визуальными символами, которые проще всего считываются сознанием массового зрителя.
Узнаваемыми атрибутами воина являются доспехи и оружие, хотя первый в Советском Союзе бронзовый бюст Александра Невского создал образ князя-полководца, обойдясь без щита и меча. Детали памятника: шлем, кольчуга, мантия-корзно, заколотая на груди фибулой, и нагрудный доспех были сделаны с оглядкой на подлинные артефакты, а также на их средневековые изображения. Воля и энергия князя переданы энергичной лепкой лица и выражением глаз. Маленькие, но существенные детали бюста – икона Божией Матери на груди князя и Архангел Михаил на челе шлема – говорят о том, о чём не было принято вспоминать в СССР – вере в Бога.
Полнофигурные монументы дают возможность «одеть и обуть» князя, дать ему в руки щит и меч. На щите псковского памятника Невскому – вставший на задние лапы пардус; это изображение иногда называют гербом Александра Невского. Однако на известных нам княжеских печатях он не встречается, да и гербы в западноевропейском понимании этого слова на Руси той эпохи не существовали.
В руках князя и сопровождающих его воинов иногда можно видеть стяги, на которых изображают равноконечный крест или образ Нерукотворного Спаса, подчёркивая православие русской дружины.
Не все авторы задаются вопросом исторической реконструкции княжеских одежд и доспехов. Памятник Александру Невскому в Великом Новгороде близ церкви Бориса и Глеба в Печатниках (скульптор Юрий Чернов, 1985 год) сочетает лаконичность образа с динамикой жеста и движения.
Для монументальной скульптуры весьма важен ландшафт, усиливающий впечатление. Невский в Новгороде расположен на набережной так, что закатное освещение превращает развевающийся плащ князя в крылья. Конный памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге (скульпторы В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, архитекторы Г. С. Пейчев, В. В. Попов) композиционно восходит к монументам Италии. Псковский памятник Александру Невскому с дружиной воплощает образ несокрушимости стражей родной земли. Вся композиция этого монумента ближе к русской иконе статикой изображения.
Резко отличается от прочих монумент, открытый в 2016 году в Витебске на городской площади Тысячелетия. На нем представлена семья Александра: он сам, его супруга и их первенец Василий, которого Ярославич держит на руках. Князь облачен в доспех, княгиня – в парадное платье. Памятник как бы подчеркивает еще одну сторону жизни героя, которая обычно затеняется военными подвигами и дипломатической деятельностью, хотя для него самого этот аспект – семья – был, конечно, очень значим. Не случайно и место его установки: летопись зафиксировала пребывание Александра в Витебске в 1245 году, это известие связано с отражением очередного набега литвы и с тем, что в тот момент в этом городе находился его сын (вероятно, у кого-то из родственников по матери). За ним князь и приезжал.
В основу рубрики положены работы С. Л. Бубнова, М. А. Костыри, Р. А. Соколова, В. А. Потресова.