МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Известные памятники
Что помнит памятник?

Известный тезис «Москва – третий Рим» касается не только духовной сферы.

Хотя в начале XVIII века популярную в Средневековье теорию уже не вспоминали, материальным воплощением этой идеи в каком-то смысле стал Санкт-Петербург – антипод древней Москвы.

Как в первом Риме, так и во втором – Константинополе – существовала традиция отмечать триумфы императоров установкой специальных арок и памятников, совершенно чуждая допетровской Руси. В новой российской столице возникают новые формы почитания и прославления монарха, повлекшие за собой создание первых светских монументов. В церковной и светской архитектуре, на площадях городов и в парках появляется скульптура, исходившая из понятий и тем античной мифологии, отечественной и древней истории.

В 1712 году был основан духовный центр Петербурга – Александро-Невский монастырь (освящён в 1713 году). В те же годы происходит строительство царской резиденции, зданий министерств и коллегий, завершившееся постепенным переходом функций царствующего града от Москвы к Санкт-Петербургу. Проекты генерального плана новой столицы, созданные в 1717 и 1726 годах, предусматривали регулярно-живописную планировку. План, созданный по образцу европейских городов, формировал парки и площади, подготавливая появление новых для России элементов городской среды.

Российские монументы от Петра I до Александра I ограничены темой прославления государя. Первый и долго остававшийся единственным в империи скульптурный памятник был установлен в Санкт-Петербурге только в царствование Екатерины II в 1782 году. Это знаменитый Медный всадник – памятник Петру I работы Фальконе.

Однако ещё при Петре скульптуру начинают использовать в мемориальных целях. Князя Александра Невского, чтимого в числе «вечнодостопамятных российских монархов», удостаивают воплощения одним из первых. В середине XVIII века его барельефный «портрет» отливают из серебра для композиции, обрамляющей раку с его мощами в Александро-Невском монастыре. Деревянная фигура князя в виде воина с мечом украсила нос фрегата «Александр Невский» в 1749 году. Сохранилось известие М. В. Ломоносова о создании бюста князя Александра для торжества в честь рождения будущего императора Павла Петровича (1754 год).

В основу рубрики положены труды Е. И. Кириченко и коллективная монография «Петербург и другие новые российские города XVIII – первой половины XIX веков».

Читать полностью
Меч или крест?

XIX век отмечен появлением в архитектурном декоре крупных скульптурных композиций.

Статуи на фасадах Санкт-Петербурга снова напоминают о римских образцах: фигура Александра Невского появляется среди объёмных изображений святых в Казанском и Исаакиевском соборах.

Для авторов XIX века противоречия между ипостасями полководца и святого не существовало. Канон объёмного изображения князя Александра Невского первой половины XIX века был задан С. С. Пименовым, автором скульптуры на фасадах Казанского собора (1807–1811). Князь изображается в образе святого воина: княжеское достоинство и славу полководца символизируют одежда и доспехи, а упование на Бога выражено позой фигуры.

Александр Невский и сцены из его жития – тема барельефов в кессонах дверей Исаакиевского собора (1849–1851). На южных дверях собора его фигура – парная к фигуре Архангела Михаила. Предводитель Небесного воинства и земной полководец показаны как защитники Русской земли. При этом Архангел держит в руке огненный меч, а воинское достоинство князя обозначено лишь деталями доспехов, шлемом и щитом. Поза Александра Невского скорее молитвенная, чем воинственная.

Скульптор И. П. Витали изобразил князя с прижатой к сердцу правой рукой и устремлённым в небо взглядом, поместив его в нишу-экседру, увенчанную раковиной. Зрителю XIX века был понятен этот набор символических жестов и окружения, являющийся частью европейской культуры и церковного искусства. Заметим, что в русской церковной архитектуре раковина как символ чистоты появляется ещё в XVI веке, а язык жестов иконных образов был давно принят в «иконописных подлинниках» для обозначения чинов святости. Хорошо узнаваемая на груди князя панагия поверх доспехов – свидетельство упования князя на Богоматерь. Напротив, меч в этой скульптуре почти скрыт, видны лишь навершие, рукоять и гарда.

Третье из известных изображений Александра Невского находится среди 128 фигур композиции памятника 1000-летию России в Великом Новгороде (1862 год). Горельеф работы М. А. Чижова расположен в группе «Военные люди и герои» на северо-восточной стороне монумента. Особенности композиции фигур на фризе позволяют видеть князя анфас, скрытым почти до пояса соседними персонажами. При таком размещении основную смысловую нагрузку несут руки: правая прижата к сердцу, а левая прижимает к телу меч, напоминающий крест. Изображение лишено экспрессии, свойственной скульптурам Пименова и Витали, приближаясь к иконным образцам XIX века. При этом князь явно что-то говорит, его уста приоткрыты.

В основу рубрики положены работы В. Г. Ананьева, М. А. Костыри, Р. А. Соколова.

Читать полностью
От фарфора до бронзы

Революции ХХ века в буквальном смысле перевернули мир, в том числе и представления о героях.

Александру Невскому была оставлена только его роль полководца и государственного деятеля. Изображать князя полагалось в пору молодости и боевых успехов.

Новая власть вспоминает о князе-полководце только в конце 30-х годов, ставя перед художниками главенствующую задачу: превратить идеологию в историю.

Места установки памятников Невскому в советское время выбирались сообразно этапам его жизненного пути и героических деяний. На родине Александра Ярославича, в Переславле-Залесском, в 1945 году был открыт музей Александра Невского, размещённый в Спасо-Преображенском соборе. По инициативе директора Переславского краеведческого музея Константина Иванова исполком горсовета в 1946 году принял решение установить вблизи собора бюст Александра Невского. В 1948 году скульптором Г. И. Мотовиловым были изготовлены два варианта гипсового бюста Александра Невского, на склоне лет и в молодом возрасте. Выбор жюри Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР был однозначен: никаких сомнений во взгляде, усталости и длинной бороды. Миру интересен только успех!

Наверно, поэтому в 1952 году изготовление бронзового бюста Александра Невского для установки в Переславле было поручено лауреату Сталинской премии, скульптору С. М. Орлову. Хотя Сергей Михайлович был известен прежде всего как скульптор Дмитровского фарфорового завода, тема Александра Невского не была для него новой. Из множества работ Орлова, выполненных в фарфоре, особенно выделяется сложная монументальная композиция «Александр Невский» (1943), изображающая князя Александра Ярославича и новгородских ополченцев, отстоявших свободу и независимость Родины в борьбе с тевтонскими захватчиками. Эта скульптура была создана Орловым в очень большом размере (около 1 м), что с технической точки зрения представляло собой явление примечательное в истории художественного фарфора. Сталинская премия была присуждена Орлову за фарфоровые композиции ещё до его участия в конкурсе на памятник Юрию Долгорукому.

Авторство и дата установки памятника в Переславле-Залесском (скульптор С. М. Орлов, архитектор Л. Л. Капица, 28 декабря 1958 года) хорошо известны. А вот с другим бюстом, который вполне может считаться типовым, поскольку повторён в разных городах и разных материалах, ясности нет. Как установил владимирский исследователь С. Л. Бубнов, бюст Невского, установленный во Владимире (1959), Великом Новгороде (1959), Павлодаре, Туле, сёлах Ворше и Усть-Качке, остаётся не атрибутированным. Авторство З. И. Азгура было опровергнуто ответом из Мемориального музея-мастерской этого скульптора, находящегося в Минске.

Монумент в память о Ледовом побоище, установленный на горе Соколиха вблизи Пскова (скульптор И. И. Козловский, архитектор П. С. Бутенко, 23 июля 1993), проектировался с 1967 по 1990 год. Скульптурная группа русских воинов во главе с Александром Невским слита в единый объём. Центральная фигура – князь Александр Невский на боевом коне. Над воинами высоко подняты на стальных стержнях кованые изображения прапоров псковских, новгородских, владимирских и суздальских полков. Авторы проекта пытались придать строю пеших воинов в шлемах подобие силуэта псковских церквей XIII–XIVвеков. Идея этой композиции – в единстве народа и князя, несокрушимо защищавших Родину.

Ещё один конный памятник Невскому был открыт в Санкт-Петербурге 9 мая 2002 года (скульпторы В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, архитекторы Г. С. Пейчев, В. В. Попов). Здесь образ князя явно тяготеет к теме конных монументов в городах Европы, характерных для эпохи Возрождения. Созданный в постсоветское время, этот монумент возрождает память о святом благоверном князе Александре Невском, что отражено как в надписи на постаменте, так и в сюжетах барельефов, посвящённых событиям из Жития.

В начале XXI века наиболее распространённым типом памятников Александру Невскому стали скульптура в полный рост и бюст на постаменте.

Большинство современных скульптур повторяют образцы памятников XIX–ХХ  века. Пытаясь отразить всю полноту образа благоверного князя, авторы пользуются визуальными символами, которые проще всего считываются сознанием массового зрителя.

Узнаваемыми атрибутами воина являются доспехи и оружие, хотя первый в Советском Союзе бронзовый бюст Александра Невского создал образ князя-полководца, обойдясь без щита и меча. Детали памятника: шлем, кольчуга, мантия-корзно, заколотая на груди фибулой, и нагрудный доспех были сделаны с оглядкой на подлинные артефакты, а также на их средневековые изображения. Воля и энергия князя переданы энергичной лепкой лица и выражением глаз. Маленькие, но существенные детали бюста – икона Божией Матери на груди князя и Архангел Михаил на челе шлема – говорят о том, о чём не было принято вспоминать в СССР – вере в Бога.

Полнофигурные монументы дают возможность «одеть и обуть» князя, дать ему в руки щит и меч. На щите псковского памятника Невскому – вставший на задние лапы пардус; это изображение иногда называют гербом Александра Невского. Однако на известных нам княжеских печатях он не встречается, да и гербы в западноевропейском понимании этого слова на Руси той эпохи не существовали.

В руках князя и сопровождающих его воинов иногда можно видеть стяги, на которых изображают равноконечный крест или образ Нерукотворного Спаса, подчёркивая православие русской дружины.

Не все авторы задаются вопросом исторической реконструкции княжеских одежд и доспехов. Памятник Александру Невскому в Великом Новгороде близ церкви Бориса и Глеба в Печатниках (скульптор Юрий Чернов, 1985 год) сочетает лаконичность образа с динамикой жеста и движения.

Для монументальной скульптуры весьма важен ландшафт, усиливающий впечатление. Невский в Новгороде расположен на набережной так, что закатное освещение превращает развевающийся плащ князя в крылья. Конный памятник Александру Невскому в Санкт-Петербурге (скульпторы В. Г. Козенюк, А. А. Пальмин, архитекторы Г. С. Пейчев, В. В. Попов) композиционно восходит к монументам Италии. Псковский памятник Александру Невскому с дружиной  воплощает образ несокрушимости стражей родной земли. Вся композиция этого монумента ближе к русской иконе статикой изображения.

Резко отличается от прочих монумент, открытый в 2016 году в Витебске на городской площади Тысячелетия. На нем представлена семья Александра: он сам, его супруга и их первенец Василий, которого Ярославич держит на руках. Князь облачен в доспех, княгиня – в парадное платье. Памятник как бы подчеркивает еще одну сторону жизни героя, которая обычно затеняется военными подвигами и дипломатической деятельностью, хотя для него самого этот аспект – семья – был, конечно, очень значим. Не случайно и место его установки: летопись зафиксировала пребывание Александра в Витебске в 1245 году, это известие связано с отражением очередного набега литвы и с тем, что в тот момент в этом городе находился его сын (вероятно, у кого-то из родственников по матери). За ним князь и приезжал.

В основу рубрики положены работы С. Л. Бубнова, М. А. Костыри, Р. А. Соколова, В. А. Потресова.

Читать полностью
На кого был похож Александр Ярославич?

Этот вопрос неизбежно встаёт перед скульптором, которому предстоит создать образ человека, прижизненных изображений которого не сохранилось.

Можно ли придумать исторический портрет, не погрешив против истины?

Бытует мнение, что моделью для первого советского памятника Александру Невскому послужил актёр Николай Черкасов, сыгравший героя в одноименном фильме. В документах о сооружении бюста-памятника в Переславле-Залесском нет таких сведений, но есть заявление скульптора Сергея Михайловича Орлова, где он пишет: «Подготовительная работа по собиранию и изучению материалов о Невском мною велась и ведётся все время…. Если не относиться халтурно и поверхностно, а стремиться создать монументальный, глубокий и содержательный образ, исторический портрет – памятник, связанный с историей целого города – полугодовой или даже годовой срок, для такого произведения, не будет велик».

Орлов приступает к работе над памятником спустя четырнадцать лет после выхода на экраны фильма «Александр Невский». Героя играл 35-летний актёр Ленинградского театра драмы Николай Черкасов. В «Записках советского актёра» он вспоминает: «Долго не давался мне грим Александра Невского. Первые пробы вышли неудачно, я походил на хориста из оперы «Князь Игорь». Постановщик фильма Сергей Михайлович Эйзенштейн, уделявший исключительное внимание гриму и лично делавший его предварительные наброски, часами просиживал со мной в гримёрной. Наконец был найден мужественный и вместе с тем юный грим Александра Невского, которому ко времени Ледового побоища шёл двадцать первый год».

Сам Эйзенштейн писал коротко: «По-моему, доля религии в моей биографии была мне очень на пользу».

Виктор Борисович Шкловский, лично знакомый с Эйзенштейном, увидел поразительную связь этой работы с детством режиссёра: «Бабушка Сергея Михайловича умерла на паперти Александро-Невской лавры. Сергей Михайлович рос на Таврической улице, сравнительно недалеко от лавры. Серебряная рака над могилой Александра Невского или над каким-то условным куском земли или костью, обозначающей след героя, – это торжественное серебро сверкало над началом жизни Сергея Михайловича».

Барельеф Александра Невского в императорской короне и доспехах в составе серебряной гробницы над его мощами, устроенной в 1746–1753 годах в Александро-Невском монастыре, выполнен по рисунку Георга Кристофа Гроота. Тот же тип поясного изображения, написанный на своде Успенского собора Переславского Горицкого монастыря в 1758 году, позволяет лучше рассмотреть лицо князя.

Портрет Александра Невского, созданный воображением художников XVIII века, сохранил черты внешности князя из миниатюр Летописного Лицевого свода: русые волосы и короткую бороду, слегка впалые щёки. Объёмные изображения XIX, а затем и ХХ века воспроизводят тот же тип лица Александра Ярославича. Бюст работы С. М. Орлова напоминает Александра Невского в исполнении Н. К. Черкасова в той же мере, в какой кинообраз князя соотносится с уже сложившимся типом изображения Александра Невского в скульптуре и живописи. Так что оба Сергея Михайловича, скульптор и режиссёр, действовали в русле традиции.

Можно спорить о том, как выглядел на самом деле Александр Невский. Неожиданным кажется то, что его художественный образ сегодня становится своеобразной «иконой стиля» для молодежи: один из первых барбер-шопов «Невский» появился на родине князя, в Переславле-Залесском. Его рекламным слоганом, навеянным в том числе скульптурными изображениями, мог бы стать, например, такой: «Борода, как у князя, – это круто!»

В основу рубрики положены книги Н. К. Черкасова, В. Б. Шкловского. С. М. Эйзенштейна, М. А. Кушнирова, а также документы из РГАЛИ.

Читать полностью

Книжная полка

  • Ананьев В. Г.

    «Александр Невский и Исаакий Далматский. Некоторые замечания с точки зрения семиотики» // «Мир музея», 2011 Источник: https://the-morning- spb.livejournal.com/236445.html

  • Берташ А., Талалай М.

    Христианские образы в городском убранстве Санкт-Петербурга. СПб.: ЛИК, 2016.

  • Бубнов С. Л.

    К истории одного памятника // Старая столица: краеведческий альманах / Владимир, 2015 – Вып. 9 – С. 121–128.

  • Завадская Л. А.

    Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа // Александр Невский и история России (Материалы научно-практической конференции 26–28 сентября 1995 года). Новгород, 1996 С. 84–92. Источник: http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-epoha-i-pamyat-istoricheskie-ocherki19.html

  • Золотоносов М.

    Бронзовый век. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985–2003 годы. СПб.: Новый Мир Искусства, 2005.

  • Кириченко Е. И.

    Запечатлённая история России. Монументы XVIII – начала XX века. Кн.1 и 2 М.: Жираф, 2001.

  • Клемешов А. С.

    Памятники Александру Невскому // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. / Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Р-Валент, 2010 С. 335–358.

  • Орлов А. С.

    Жизнь и творчество в скульптуре. Воспоминания об отце. М., 1997.

  • Потресов А. С.

    Главный символ Пскова. История монумента в память Ледового побоища на горе Соколиха в воспоминаниях, документах, письмах, фотографиях и рисунках. М.; Самолва: Пальмир, 2019.

  • Соколов Р. А.

    К вопросу об установке стелы на месте Невской битвы 1240 года. // Повесть временных лет: к 900-летию создания / под ред. Ю. В. Кривошеева, Н. В. Штыкова. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018 С. 292–299.

Ананьев В. Г.

«Александр Невский и Исаакий Далматский. Некоторые замечания с точки зрения семиотики» // «Мир музея», 2011 Источник: https://the-morning- spb.livejournal.com/236445.html

Берташ А., Талалай М.

Христианские образы в городском убранстве Санкт-Петербурга. СПб.: ЛИК, 2016.

Бубнов С. Л.

К истории одного памятника // Старая столица: краеведческий альманах / Владимир, 2015 – Вып. 9 – С. 121–128.

Завадская Л. А.

Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа // Александр Невский и история России (Материалы научно-практической конференции 26–28 сентября 1995 года). Новгород, 1996 С. 84–92. Источник: http://www.a-nevsky.ru/library/aleksandr-nevskiy-epoha-i-pamyat-istoricheskie-ocherki19.html

Золотоносов М.

Бронзовый век. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга 1985–2003 годы. СПб.: Новый Мир Искусства, 2005.

Кириченко Е. И.

Запечатлённая история России. Монументы XVIII – начала XX века. Кн.1 и 2 М.: Жираф, 2001.

Клемешов А. С.

Памятники Александру Невскому // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. / Отв. ред. А. В. Торкунов. М.: Р-Валент, 2010 С. 335–358.

Орлов А. С.

Жизнь и творчество в скульптуре. Воспоминания об отце. М., 1997.

Потресов А. С.

Главный символ Пскова. История монумента в память Ледового побоища на горе Соколиха в воспоминаниях, документах, письмах, фотографиях и рисунках. М.; Самолва: Пальмир, 2019.

Соколов Р. А.

К вопросу об установке стелы на месте Невской битвы 1240 года. // Повесть временных лет: к 900-летию создания / под ред. Ю. В. Кривошеева, Н. В. Штыкова. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018 С. 292–299.

Пройдите тест

  • В каком памятнике фигура Александра Невского выполнена в виде горельефа?

    В памятнике 1000-летию России, на фризе в группе фигур «Военные люди».

  • Где был поставлен первый конный памятник Александру Невскому?

    Памятник на горе Соколиха во Пскове, 1993 год.

  • На какой станции Московского метро есть барельеф с профилем Александра Невского?

    Станция Новокузнецкая, скульптор Г. И. Мотовилов, 1943 год.

  • Назовите лишний предмет в скульптурном образе князя Александра Невского на Казанском соборе:

    Кольчуга

  • В каком монастыре есть памятник Александру Невскому?

    Городецкий Фёдоровский монастырь. Скульптор П. Добаев, 2013 год.

вопрос из
вопрос из