МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Почитание
Скорее монах… Или воин?

Александр Ярославич Невский, «истинный представитель своего века», по определению знаменитого историка Н. И. Костомарова, исключительная фигура для русского национального сознания.

Его жизнь стала для потомков примером самоотверженного служения, полководческого искусства, стойкости в вере, мужества и храбрости. Его, святого Русской Церкви, почитали в допетровской Руси, Российской империи, Советском Союзе. Показательно, что именно Александр Невский стал победителем проекта «Имя России», который проводился в 2008 году телеканалом «Россия» и подразумевал народное голосование наших современников.

Роль Александра Невского в истории начала осмысливаться как особое служение вскоре после его смерти. Уже в XIII веке создаётся начальный вариант жизнеописания князя. Это был не только церковно-политический проект, заказчиками которого, возможно, выступили великий князь Владимирский Дмитрий Александрович и митрополит всея Руси Кирилл, но и дань почитания со стороны насельников монастыря в честь Рождества Богородицы во Владимире, в котором Александр Невский был погребён. Не позднее конца XIV века, может быть, даже в знаковый для русской истории 1380 год, состоялось обретение нетленных мощей Александра Невского. Записанное в XVI столетии свидетельство о чудесном видении инока, ставшее поводом к обретению, связало это чудо с битвой на Куликовом поле.

В XV столетии, когда клонилась к закату история независимой Новгородской земли, среди памятников книжности, прославлявших незабвенное прошлое Великого Новгорода, возникает и канон Александру Невскому. Не исключено, что именно Александр Ярославич, наряду с Борисом и Глебом, изображён на знаменитой новгородской иконе из собрания Государственного Русского музея «Чудо от иконы “Богоматерь Знамение”» 1460-х годов, более известной в широких кругах как «Битва новгородцев с суздальцами». На этой иконе святые князья находятся в первом ряду войска Великого Новгорода, которое выходит из крепостных стен и наносит поражение ратям князя Андрея Боголюбского. Почитался Александр Невский и в Московском княжестве – той самой земле, в которой Андрей Боголюбский будет считаться отцом российского самодержавия в качестве основателя великого княжества Владимирского, непосредственного предшественника Московского царства. Конечно, неслучайно митрополит Геронтий в послании великому князю Московскому Ивану III на Угру в 1480 году среди разных святых, по молитвам которых будут покорены нечестивые, вспомнит «и сродника вашего святого старца князя Александра Невского». Немецкий исследователь Фритьоф Шенк показал, что именно в XV столетии в русской книжности, и особенно в летописании, развернулась «борьба за историю Руси», одним из главных персонажей которой становится Александр Невский.

Местное почитание князя было подтверждено общецерковной канонизацией 1547 года на первом из двух соборов, созванных митрополитом Макарием с целью упорядочения вопросов церковной жизни в едином Русском государстве. В XVI веке биография Александра Невского и представления о событиях, участником которых он являлся, начинают пополняться новыми сведениями, отсутствовавшими в ранних памятниках. Меняются и оттенки смыслов. Если в Первой редакции Жития XIII столетия упоминаются отец и дед Александра – Ярослав и Всеволод, то автор редакций Жития, помещённых в Степенную книгу и Лицевой летописный свод, выстраивает преемство Невского от основателя династии и крестителя Руси – Рюрика и Владимира Святославича. В этих же памятниках книжности мудрость Александра Ярославича, сравнимая с мудростью Соломона, перестаёт быть абстрактной и наполняется конкретным содержанием. Например, князь посылает выкуп за пленников, уведённых Батыем. Эта идея созвучна принятому в 1550 году на Стоглавом соборе решению об обязательном выкупе пленных. На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», написанной в 1550-е годы после присоединения Казани, возможно, именно Александр изображён среди русских воинов в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне.

Династия Романовых в XVII веке продолжает укреплять почитание святого князя. В 1630 году по распоряжению Патриарха Филарета над Тайницкими воротами Московского Кремля строится первый собор в честь Александра Невского. Несколько ранее создаётся икона Александра с деяниями. Ежегодными становятся крестные ходы в день его памяти 23 ноября. В середине XVII столетия продолжается и редакторская работа по созданию новых версий Жития. Все они, как отмечал знаток житийной традиции Александра Невского Ю. К. Бегунов, «полностью соответствуют поддерживаемой московскими и владимирскими церковными кругами тенденции изображать князя Александра в облике монаха-схимника, подчёркивая его христианские добродетели и посмертные чудеса». Перечень чудес у раки, помещаемый в жития, продолжался до начала XVIII столетия.

В основу рубрики положены работы и наблюдения Ю. К. Бегунова, Ю. В. Кривошеева, Р. А. Соколова, Ф. Шенка, А. И. Филюшкина, А. Е. Тарасова.

Читать полностью
Скорее правитель… Или полководец?

Особое развитие почитания Александра Невского связано с деятельностью Петра I. В честь князя был назван второй сын Петра от Евдокии Лопухиной, умерший во младенчестве.

В 1710 году в недавно основанном Санкт-Петербурге, ещё не успевшем стать столицей, в воспоминание о победе Ярославича над шведами создаётся Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь. К этому событию Феофан Прокопович написал «Слово в день святого благоверного князя Александра Невского».

Вскоре после перенесения мощей князя в Санкт-Петербург по распоряжению Святейшего Синода была составлена новая служба Александру Невскому. Эта служба, предназначавшаяся для рассылки по всем храмам России, отличалась наличием сильного акцента на делах Петра как наследника славы Александра. День встречи мощей и размещения их на новом месте, 30 августа (12 сентября по новому стилю), по указанию Петра был объявлен новым днём памяти святого вместо старой даты 23 ноября. В тот же самый день в 1721 году был заключён Ништадтский мирный договор.

В рациональном и «галантном» XVIII веке почитание было смещено на государственные деяния Александра Невского. В этом столетии появляются и его первые светские биографии (Герарда Миллера, Фёдора Туманского). Интересно, что один из своих исторических трудов императрица Екатерина II посвятила князю Александру. Традиционные формы почитания, включая иконографию в монашеском облачении, сохраняются в старообрядческой среде.

В XIX столетии многогранность образа Александра Невского и особенно связанных с ним событий получила «отраслевое» развитие. Например, в учебных пособиях по истории Ледовому побоищу зачастую придаётся исключительное значение, а в академических курсах истории битва на Чудском озере рассматривается в числе прочих сражений, без придания ей выдающегося статуса. Именно на XIX – начало XX веков приходится особое развитие воинского культа Александра. В это время было сооружено подавляющее большинство храмов в его честь. Особенно ярко это проявилось в Санкт-Петербурге, где заказчиками строительства выступали царская фамилия, военное ведомство, различные государственные и благотворительные учреждения.

В советское время акценты восприятия Александра Невского вновь смещаются. Теперь особое внимание уделяется конкретно его полководческому таланту. Однако так было далеко не сразу. После революции и до конца 1930-х имя князя пропадает вместе со всем исторически русским из советской действительности. «Реабилитация» Ярославича началась с выходом на экраны знаменитой художественной ленты Эйзенштейна и окончательно наступила в годы Великой Отечественной войны. Но, конечно же, советское восприятие Александра Невского сложно считать почитанием в традиционном христианском смысле этого слова.

В основу рубрики положены работы Ю. В. Кривошеева, Р. А. Соколова, В. П. Мансикка.

Читать полностью
«У князя Александра множество храбрых, якоже древле у Давыда царя»

В заглавие рубрики вынесена строчка из Жития Александра Невского. В православном мире важнейшим, хотя и не единственным атрибутом почитания человека в качестве святого является наличие его жития.

В научной литературе за Житием Александра Ярославича закрепилось название «Повесть о житии Александра Невского», хотя в рукописях этот текст не имеет устойчивого названия и именуется по-разному: «Житием», «Словом» или «Повестью о житии». Это произведение не совсем похоже на классические жития святых. Оно представляет собой княжескую биографию, соединяющую в себе черты жития и древнерусской воинской повести.

За долгую историю существования Житие неоднократно переписывалось и видоизменялось. Известно около двадцати его редакций, которые сохранились в пятистах списках – это колоссальная цифра для древнерусской книжности. Например, жемчужина отечественной и мировой литературы «Слово о полку Игореве» до сих пор обнаружено только в одном списке, который при этом сгорел в московском пожаре 1812 года. А «Слово о погибели Русской земли», замечательное произведение о монгольском завоевании Руси, написанное по «горячим следам» Батыева нашествия, сохранилось лишь в двух списках.

Вопрос о времени возникновения Жития до сих пор однозначно не решён в исторической науке. Высказывались предположения о его создании сразу после смерти Александра Невского – между 1263 и 1265 годами – и в 1280-е годы. Исследователи указывали и разные места создания текста – в Новгороде, с которым князя так много связывало, или Владимирском Рождественском монастыре, где он был погребён. Некоторые исследователи считали, что первым жизнеописанием будущего святого была светская дружинная Повесть о «мужестве и житии» Александра Ярославича, которая не дошла до наших дней в первоначальном виде, но частично отразилась в некоторых редакциях Жития, а её автором стал некий соратник победителя битвы на Чудском озере или даже дружинник его отца, князя Ярослава.

Древнейшая редакция Жития Александра Невского обычно называется исследователями Первой или Первоначальной. Историк древнерусской литературы В. И. Охотникова пишет: «Имя автора Первоначальной редакции неизвестно, но в тексте есть некоторые сведения о нём. Автор говорит, что многое об Александре он знает по рассказам “отець своих” (“своих отець домочадец”), а сам “самовидець есмь възраста его”, то есть зрелых лет Александра. Автор не был участником Невского боя, о нём ему рассказали князь и другие участники битвы. Сведения о Чудском сражении он тоже получил от “самовидца”, правда, на “самовидца” автор ссылается в той части рассказа о битве, где повествуется о чудесной помощи Александру “полка Божьего”. На основании этих авторских замечаний трудно установить общественное положение автора и степень его близости к князю». Первая редакция не только стала главным источником для следующих разновидностей Жития, но и повлияла на жизнеописания русских князей более позднего времени.

Авторы многочисленных редакций показывали князя как доброго христианина, угодника Божьего, который верил во Христа и с этой верой побеждал врагов. Для этих целей книжники использовали широкий набор топосов. Читаем у Ю. К. Бегунова, одного из видных исследователей Жития Невского: «Деконкретизация образа шла <…> и путём приравнивания князя Александра Ярославича к общепризнанным героям минувшего: Иосифу Прекрасному, богатырю Самсону, императору Веспасиану, песнотворцу Давиду, царю Соломону, пророкам Моисею и Иисусу Навину. Это происходило потому, что древнерусский книжник разделял господствовавшие в средние века представления трансцендентальной эстетики, когда предметом искусства объявляется не доступный органам чувств человека быстро меняющийся реальный мир, а вечная и неизменная идея, открывающаяся лишь умственному взору». Помимо названных персонажей библейской и древней истории Александр Невский уподоблялся в Житии и иудейскому царю Езекии.

В основу рубрики положены работы Ю. К. Бегунова, О. В. Охотниковой.

Читать полностью
«К раке мощей твоих ныне притекающие…»

Мощи – это тела или части тел святых, почитаемые Церковью. С точки зрения христианского учения человеческое тело является храмом Святого Духа, предназначенным наравне с душой для вечной жизни.

Мощи святых наполнены благодатью, и почитание мощей приобщает людей к Божественной благодати. В эпоху Средневековья почитание мощей было одним из наиболее ярких явлений культуры, причём высокий богословский смысл отношения к мощам часто замещался утилитарным, даже магическим подходом. Верующие стремились приложиться к мощам святого, именно поэтому они отправлялись в дальние и зачастую небезопасные паломничества, нередко решались на кражу мощей. Но бывало и наоборот: от мощей могли бежать, как от огня. Забавную западноевропейскую легенду о хромце, собиравшем большие подаяния, приводит историк Ю. Е. Арнаутова: «Когда же до него дошёл слух о приближении к тому диоцезу, где он скитался, мощей великого чудотворца, этот калека пустился в бегство, чтобы избежать исцеления. Однако он не успел дойти до границы диоцеза, и, к его великому огорчению, исцеление свершилось, лишив его таким образом средств к пропитанию. Эту историю можно рассматривать как замечательный пример «магического» отношения к реликвиям, которое предполагает их «автоматическое» действие».

Тело Александра Невского пролежало в гробнице более ста лет. В источниках XVI века появляются описания обстоятельств обретения его мощей в конце XIV столетия, также к этому времени относится и запись первых чудес. Сначала во Владимирской редакции Жития князя появился рассказ, поведанный неким пресвитером Прокопием, о чудесном видении монаха Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. Монах был разбужен посреди ночи и увидел, что в соборе сами собой зажглись свечи, а из алтаря вышли двое старцев, которые приблизились к месту погребения Александра Ярославича и стали звать его на помощь «сроднику своему великому князю Димитрию». После рассказа пономаря местное духовенство приняло решение извлечь мощи Александра Ярославича и, найдя их нетленными, торжественно поместило в раку. Примерно через 40–45 лет в редакции Жития Ионы Думина этот рассказ был несколько изменён. Теперь почин обретения мощей связывался не с местным духовенством, а с митрополитом всея Руси при участии великого князя, и утверждалось, что видение произошло в тот самый час, когда Дмитрий Донской одержал победу над Мамаем. Сам монах, свидетель чуда, предстал молитвенником, который не спал ночью, но горячо призывал Александра на помощь против иноплеменников.

Поскольку видение непосредственно связывалось с Куликовской битвой в ряде научных работ, годом обретения мощей Александра Невского указывался именно 1380-й. Другие исследователи обращали внимание на то, что в момент Куликовской битвы митрополита в пределах Великого княжества Московского не было. Прибыл он в Москву только 23 мая 1381 года, а потому обретение мощей следует относить именно к 1381 году. Однако источники XVI века слишком отстоят от событий века XIV, и считать их точно отражающими реалии двухвековой давности затруднительно.

Надёжные свидетельства о мощах Александра Ярославича относятся к концу XV века и связаны они с сильнейшим пожаром, испепелившим Владимир в 1491 году. «Того же лета месяца маиа в 23 день, в неделю, згоре град Володимирь весь, и посады, и церковь Рожество в монастыри, внутри города, и тело великого князя Александра не въскоре згоре, а всех церквей во граде згорело 9, а на посаде 13, и много беды тогда градцким людем и христианству», – свидетельствует летописный свод 1497 года. Однако же часть мощей уцелела. В XVII веке они хранились в Богородице-Рождественском соборе «за правым столпом, возле стены в темном месте». В 1697 году святые останки Александра Ярославича перенесли в «сребровызолоченную» раку, которую установили на трёхступенчатом катафалке.

Прошло четверть века, и мощи Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург, покровителем которого князь был объявлен наряду с апостолами Петром и Павлом. 30 августа 1724 года Пётр I, по легенде, осмотрел ларец с прахом Ярославича, после чего выбросил ключ от ларца в Неву. Гробница Александра Невского, устроенная в монастыре, который был основан в его честь, стала одной из главных святынь новой столицы России. В годы правления императрицы Елизаветы Петровны для мощей была создана роскошная барочная рака из серебра весом около 1,5 тонн. В этой раке в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры мощи пребывали до 1922 года, когда они были изъяты советской властью в рамках кампании по изъятию церковных ценностей во время борьбы с голодом. Согласно «Красной газете» от 13 мая 1922 года, в раке были обнаружены две малых берцовых кости, два ребра, левая плечевая кость, височная кость, позвонок, кусочек черепа и грудной позвонок. Мощи Александра Невского передали в Музей религии и атеизма. Возвращение святых останков в Лавру состоялось в 1989 году.

В 1922 г. в ходе вскрытия раки был также обнаружен уникальный документ – небольшая записка, сообщавшая, что в 1681 г. после очередного пожара останки князя были собраны и помещены в саркофаг. По инициативе советских властей была проведена экспертиза этого документа, подтвердившая его подлинность. Однако после этого сама записка затерялась в архивах и считалась утраченной. Историкам были известны лишь ее фотокопии. Только в начале 2021 года этот артефакт был обнаружен в Ленинградском областном государственном архиве в г. Выборг. Это открытие было сделано директором архива Ю. И. Крипатовой, и одним из авторов нашего сайта – Р. А. Соколовым.

В основу рубрики положены работы Ю. В. Кривошеева, Р. А. Соколова, Л. А. Завадской, А. В. Сиренова, Т. П. Тимофеевой, Ю. Е. Арнаутовой, Е. К. Спиридоновой.

Читать полностью

Книжная полка

  • Бегунов Ю. К.

    Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII веков // Князь Александр Невский и его эпоха. Спб., 1995.

  • Житие Александра Невского

    Комментарий [вступление] В. И. Охотниковой // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997 Т. 5.

  • Завадская Л. А.

    Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа // Александр Невский и история России: Материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996.

  • Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А.

    «Александр Невский»: создание киношедевра. Историческое исследование. СПб., 2012.

  • Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А.

    «Александр Невский»: эпоха и память. Исторические очерки. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб., 2018.

  • Охотникова В. И.

    Повесть о Житии Александра Невского // Словарь книжников и книжностей Древней Руси / отв. ред. Д. С. Лихачёв. Л., 1987 Вып. 1.

  • Мансикка В. П.

    Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. СПб., 1913.

  • Спиридонова Е. К.

    Вскрытие мощей Александра Невского в 1922 году (по материалам периодической печати) // Александр Невский и Ледовое побоище. Материалы научной конференции, посвящённой 770-летию Ледового побоища. Санкт-Петербург, 7 апреля 2012 г. СПб., 2014.

  • Тимофеева Т. П.

    Гробница из Рождественского монастыря в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Археология Владимиро-Суздальской земли. 2019 № 9.

  • Филюшкин А. И.

    Герменевтика образа Александра Невского в русской книжности XV–XVI века // Исторические ориентиры российской государственности: Александр Невский. Материалы общественно-научной конференции. М., 2008 С. 132–147.

Бегунов Ю. К.

Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII веков // Князь Александр Невский и его эпоха. Спб., 1995.

Житие Александра Невского

Комментарий [вступление] В. И. Охотниковой // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997 Т. 5.

Завадская Л. А.

Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа // Александр Невский и история России: Материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996.

Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А.

«Александр Невский»: создание киношедевра. Историческое исследование. СПб., 2012.

Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А.

«Александр Невский»: эпоха и память. Исторические очерки. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб., 2018.

Охотникова В. И.

Повесть о Житии Александра Невского // Словарь книжников и книжностей Древней Руси / отв. ред. Д. С. Лихачёв. Л., 1987 Вып. 1.

Мансикка В. П.

Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. СПб., 1913.

Спиридонова Е. К.

Вскрытие мощей Александра Невского в 1922 году (по материалам периодической печати) // Александр Невский и Ледовое побоище. Материалы научной конференции, посвящённой 770-летию Ледового побоища. Санкт-Петербург, 7 апреля 2012 г. СПб., 2014.

Тимофеева Т. П.

Гробница из Рождественского монастыря в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Археология Владимиро-Суздальской земли. 2019 № 9.

Филюшкин А. И.

Герменевтика образа Александра Невского в русской книжности XV–XVI века // Исторические ориентиры российской государственности: Александр Невский. Материалы общественно-научной конференции. М., 2008 С. 132–147.

Пройдите тест

  • Кто создал новый богослужебный текст, прославляющий Александра Невского, в 1724 году?

    Гавриил Бужинский

  • Сколько списков Жития Александра Невского известно?

    Пятьсот

  • Против кого сражается Александр Невский вместе с войском новгородцев на иконе «Чудо от иконы “Богоматерь Знамение”»?

    Войско князя Андрея Боголюбского

  • К какому событию в 1724 году был приурочен день памяти Александра Невского (30 августа по старому стилю)?

    Ко дню подписания Ништадтского мирного договора

  • С каким событием обычно связывается обретение мощей Александра Невского?

    Куликовская битва 1380 года

вопрос из
вопрос из