Александр Ярославич Невский, «истинный представитель своего века», по определению знаменитого историка Н. И. Костомарова, исключительная фигура для русского национального сознания.
Его жизнь стала для потомков примером самоотверженного служения, полководческого искусства, стойкости в вере, мужества и храбрости. Его, святого Русской Церкви, почитали в допетровской Руси, Российской империи, Советском Союзе. Показательно, что именно Александр Невский стал победителем проекта «Имя России», который проводился в 2008 году телеканалом «Россия» и подразумевал народное голосование наших современников.
Роль Александра Невского в истории начала осмысливаться как особое служение вскоре после его смерти. Уже в XIII веке создаётся начальный вариант жизнеописания князя. Это был не только церковно-политический проект, заказчиками которого, возможно, выступили великий князь Владимирский Дмитрий Александрович и митрополит всея Руси Кирилл, но и дань почитания со стороны насельников монастыря в честь Рождества Богородицы во Владимире, в котором Александр Невский был погребён. Не позднее конца XIV века, может быть, даже в знаковый для русской истории 1380 год, состоялось обретение нетленных мощей Александра Невского. Записанное в XVI столетии свидетельство о чудесном видении инока, ставшее поводом к обретению, связало это чудо с битвой на Куликовом поле.
В XV столетии, когда клонилась к закату история независимой Новгородской земли, среди памятников книжности, прославлявших незабвенное прошлое Великого Новгорода, возникает и канон Александру Невскому. Не исключено, что именно Александр Ярославич, наряду с Борисом и Глебом, изображён на знаменитой новгородской иконе из собрания Государственного Русского музея «Чудо от иконы “Богоматерь Знамение”» 1460-х годов, более известной в широких кругах как «Битва новгородцев с суздальцами». На этой иконе святые князья находятся в первом ряду войска Великого Новгорода, которое выходит из крепостных стен и наносит поражение ратям князя Андрея Боголюбского. Почитался Александр Невский и в Московском княжестве – той самой земле, в которой Андрей Боголюбский будет считаться отцом российского самодержавия в качестве основателя великого княжества Владимирского, непосредственного предшественника Московского царства. Конечно, неслучайно митрополит Геронтий в послании великому князю Московскому Ивану III на Угру в 1480 году среди разных святых, по молитвам которых будут покорены нечестивые, вспомнит «и сродника вашего святого старца князя Александра Невского». Немецкий исследователь Фритьоф Шенк показал, что именно в XV столетии в русской книжности, и особенно в летописании, развернулась «борьба за историю Руси», одним из главных персонажей которой становится Александр Невский.
Местное почитание князя было подтверждено общецерковной канонизацией 1547 года на первом из двух соборов, созванных митрополитом Макарием с целью упорядочения вопросов церковной жизни в едином Русском государстве. В XVI веке биография Александра Невского и представления о событиях, участником которых он являлся, начинают пополняться новыми сведениями, отсутствовавшими в ранних памятниках. Меняются и оттенки смыслов. Если в Первой редакции Жития XIII столетия упоминаются отец и дед Александра – Ярослав и Всеволод, то автор редакций Жития, помещённых в Степенную книгу и Лицевой летописный свод, выстраивает преемство Невского от основателя династии и крестителя Руси – Рюрика и Владимира Святославича. В этих же памятниках книжности мудрость Александра Ярославича, сравнимая с мудростью Соломона, перестаёт быть абстрактной и наполняется конкретным содержанием. Например, князь посылает выкуп за пленников, уведённых Батыем. Эта идея созвучна принятому в 1550 году на Стоглавом соборе решению об обязательном выкупе пленных. На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», написанной в 1550-е годы после присоединения Казани, возможно, именно Александр изображён среди русских воинов в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне.
Династия Романовых в XVII веке продолжает укреплять почитание святого князя. В 1630 году по распоряжению Патриарха Филарета над Тайницкими воротами Московского Кремля строится первый собор в честь Александра Невского. Несколько ранее создаётся икона Александра с деяниями. Ежегодными становятся крестные ходы в день его памяти 23 ноября. В середине XVII столетия продолжается и редакторская работа по созданию новых версий Жития. Все они, как отмечал знаток житийной традиции Александра Невского Ю. К. Бегунов, «полностью соответствуют поддерживаемой московскими и владимирскими церковными кругами тенденции изображать князя Александра в облике монаха-схимника, подчёркивая его христианские добродетели и посмертные чудеса». Перечень чудес у раки, помещаемый в жития, продолжался до начала XVIII столетия.
В основу рубрики положены работы и наблюдения Ю. К. Бегунова, Ю. В. Кривошеева, Р. А. Соколова, Ф. Шенка, А. И. Филюшкина, А. Е. Тарасова.