
Связь памяти об Александре Невском с вооружёнными силами России установилась довольно рано, и можно с полным правом утверждать, что в каждый исторический период суть этой связи соответствовала той или иной эпохе.
Первоначально исторический образ Александра Невского в русской армии воспринимался главным образом так же, как и в русском обществе в целом – как образ святого. Связанное с этим чудо стало одним из поводов для открытия мощей князя после Куликовской битвы (1381 год). Во время стояния на Угре (1480 год) Ивану III о примере «сродника вашего святого старца князя Александра Невского» напоминал в своём послании митрополит Геронтий. (см. Почитание, «Скорее, монах…Или воин?») В XVI веке Иван Грозный, готовясь принять участие в походе под Казань (1549–1550 годы), посетил по пути Владимир и молился у раки Александра Невского, прося о его заступничестве. С эпохой первого русского царя связано и зафиксированное очередной редакцией жития чудо помощи святого князя русскому воинству во время битвы с крымским ханом Девлет Гиреем на Молодях (1572 год).
В XVIII веке, после Петровских преобразований в целом и изменений в практике церковного почитания князя в частности, в этом плане произошли серьёзные перемены, которые, не меняя сути (то есть восприятия князя в первую очередь как святого), привнесли новый важный фактор – в 1725 году был учреждён орден святого Александра Невского, и в армии (как и среди штатской элиты) этот орден в силу своей значимости считался одним из самых почётных. (см. Награды имени князя)
Важно отметить и то, что в период до 1917 года в российской армии существовала практика строительства церквей Военным ведомством. Учитывая, что, во-первых, Александр Невский считался покровителем отечественного воинства, а во-вторых, в течение XIX века страной управляли три императора, получившие имена в его честь, многие из этих храмов были посвящены именно ему. (см. В архитектуре «Воинские храмы во имя святого Александра Невского») Это как бы подчёркивало преданность армии своему главному военачальнику – государю. Примером такого рода стал, в частности, воинский храм 96-го Омского полка, построенный в 1907–1908 годах во Пскове.
После установления советской власти в армии (как и в других структурах) совершенно и полностью отказались от любых религиозных символов и всего, что напоминало о прежней имперской идеологии. И лишь во второй половине 1930-х годов ситуация постепенно стала меняться. (см. Александр Невский в идеологии, «Цари Александры» и «От СССР к России»)
С началом Великой Отечественной войны опыт национальных героев оказался крайне востребованным. Об Александре и других деятелях прошлого не преминул вспомнить даже И. В. Сталин, а в 1942 году был учреждён ряд полководческих орденов, среди них был и орден Александра Невского, который вручался он не только отдельным людям, но и частям. (см. Великая Отечественная Война, «Александр Невский сражается…»)
После учреждения в 2010 году нового ордена Александра Невского награждений военных частей им не производилось. Однако некоторым из них имя полководца было присвоено и без вручения награды. Например, дислоцированному во Пскове 234-му гвардейскому десантно-штурмовому Черноморскому ордена Кутузова имени Святого благоверного Александра Невского полку. Кстати, неформальным полковым храмом для десантников стала уже упомянутая выше церковь, которая в дореволюционные годы «числилась» за 96-м Омским полком. Таким образом, можно говорить о восстановлении традиций, идущих от императорской армии, и сохранении преемственности от армии советской эпохи, одержавшей победу в самой страшной и самой тяжёлой войне – войне с фашизмом.
В основу рубрики положены работы Р. А. Соколова.