Возведение соборов и храмов в честь святого Александра Невского характерно для России периода «золотого века», её культуры и искусства второй половины XIX – начала ХХ века.
В церковном зодчестве тогда господствовали два главных стиля – русский и византийский (правильнее – неовизантийский). Для русского стиля было характерно применение луковичных глав или шатров, килевидной формы завершения арок, древнерусского декора, использование изразцов. Для неовизантийского – купольные формы, «полосатая» кладка фасадов, применение арок и скупого декора. Во внешнем облике доминировали величественные формы куполов, апсид и арок. Почти весь XIX век прошёл под знаком возведения соборов в честь святого Александра Невского. Его имя носили три императора – Александр I Благословенный, Александр II Освободитель и Александр III Миротворец.
Самый грандиозный из сохранившихся соборов находится в столице Болгарии – Софии. Он проектировался и строился строительным бюро А. Н. Померанцева в 1904–1912 годах. Идея возведения собора была озвучена в 1879 году, закладка камня на месте строительства храма состоялась в 1882 году, а первое заседание строительной комиссии – лишь в 1894 году. Проект собора отражал высочайший художественный и конструктивный уровень эпохи. Храм имеет массивный купол на барабане, окружённый с трёх сторон боковыми полукружиями апсид. Такой тип архитектурной композиции получил название триконха (то есть три конхи – три полукупола свода). На запад к 51-метровой колокольне протянулись центральный и боковые нефы. Благодаря окружающей собор галерее композиция приобрела пирамидальный характер. Главный алтарь посвящался святому Александру Невскому, южный – святому царю Борису I Болгарскому, а северный — святым Кириллу и Мефодию.
Вместе с А. Н. Померанцевым над проектом работали его помощники – архитектор А. Н. Смирнов (1869–1928) и архитектор-художник А. А. Яковлев (1879–1951). Они же занимались и проектом внутреннего убранства и курировали роспись собора. Купол и своды храма доверено было расписывать художникам из России. В 1912 году роспись храма была завершена, а освящение всех трёх престолов состоялось 12, 13 и 14 сентября 1924 года. Единство творческого руководства обеспечило его художественную целостность.
Если собор в Софии служит примером храма неовизантийского стиля, то собор в Таллине во имя святого Александра Невского был построен в русском стиле другим великолепным мастером церковного зодчества, Михаилом Тимофеевичем Преображенским (1854–1930). Посвящение храма святому Александру Невскому было связано с чудесным спасением императорской семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. В память об этом событии в России было построено множество храмов, среди которых таллинскому собору принадлежит едва ли не главная роль. В его декоративном облике выразительно отражена концепция «русского стиля императора Александра III», предпочитавшего формы московско-ярославского зодчества XVII века.
Собор строился в 1895–1900 годах и был призван стать самым значительным храмом города, его архитектурной доминантой. Он остаётся таковым до сегодняшнего дня.
Для истории русской культуры важнейший интерес представляют соборы, построенные в XIX веке, но разрушенные в веке ХХ.
Собор в Вятке (1839–1864) посвящался памяти императора Александра I, посетившего город в 1824 году. Проект был разработан А. Л. Витбергом, который известен как автор первого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве. Но храм в Вятке представляет пример поиска национального стиля. Основа композиции – грандиозный купол на барабане в окружении боковых главок. Несмотря на обращение к неоготике, в его архитектуре много деталей, которые отсылают нас к московскому зодчеству позднего XVII века.
Собор во имя святого Александра Невского в Баку (1888–1898) – зрелое произведение «русского стиля императора Александра III», как и собор в Таллине. Но этот храм имеет шатровое завершение. Собор был заложен императором Александром III 8 октября 1888 года во время путешествия на Кавказ. Чин закладки возглавил экзарх Грузии, Преосвященнейший архиепископ Палладий.
Автор проекта архитектор Р. Р. Марфельд (1852–1921) продемонстрировал виртуозное владение техникой декоративной кирпичной кладки. Главной в композиции стала перекличка шатров. Шатёр на барабане окружали декоративные луковичные главки. Шатёр звонницы дополняло шатровое завершение крыльца. Собор был виден издалека, долгие годы он оставался самым высоким в городе. Он послужил прототипом храма Христа Спасителя в Борках, построенного позднее на месте крушения императорского поезда.
Стилистический диапазон русского стиля был настолько широк, что допускал использование мотивов различных периодов истории русского средневекового зодчества. Для собора святого Александра Невского в Варшаве (1894–1912) были избраны мотивы владимиро-суздальской архитектуры XII – начала XIII столетий. Император Александр III посчитал, что «православный собор в стиле русских церквей XII века, весьма близком к греко-романскому, более гармонировать будет с общим стилем выдающихся зданий Варшавы». Конкурс, в котором участвовали известнейшие мастера, выиграл Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928). Собор стоял на Саксонской площади и был самым высоким зданием города. Традиционное русское пятиглавие, луковичное завершение куполов, трёхчастная структура фасадов развивали традиции русской церковной архитектуры. Особенно изысканым был орнаментальный белокаменный декор стен, ритм куполов и арок, мозаичные композиции над входом в храм. Программа росписи принадлежала профессору Н. В. Покровскому. Росписи собора выполнили известные мастера: В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, М. С. Судковский, А. П. Рябушкин, Ф. Р. Райлян, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, М. А. Титов и другие. Главный алтарь украшала композиция «О Тебе радуется», выполненная по эскизу В. М. Васнецова.
Городские соборы в честь Александра Невского строились и в поволжских городах России. Два из них были возведены по проектам церковного зодчего Александра Александровича Ященко (1842–1893). Возведение собора в Ростове-на-Дону (1891–1908) было посвящено избавлению императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1866 года. Торжественная закладка состоялась на площади Нового базара в 1891 году. Архитектор обратился к традиционному пятиглавию. Площадь здания превышала 500 квадратных метров, и по высоте он превосходил все здания города. Стены и своды украшали росписи. Все три иконостаса и пол покрывались мрамором.
В 1901–1918 годах по его же проекту возводится собор святого Александра Невского в Царицыне. Здесь также композиция триконха была дополнена декоративными боковыми главками, создавая характерный облик пятиглавого храма. Он возвышался над невысокой застройкой, формируя запоминающийся силуэт города.
Самым грандиозным из храмов, построенных в честь святого Александра Невского, стал 21-главый собор памяти освобождения крестьян на Миусской площади в Москве (1913–1917). Проект создавался А. Н. Померанцевым ещё в 1899 году. Собор был рассчитан на 5000 молящихся. Большая вместимость храма достигалась благодаря применению перекрещивающихся железобетонных арок (приём, широко применявшийся в храмостроении 1890-х годов). Благодаря многоглавому венчанию он напоминал московские храмы конца XV – XVI веков. Закладка состоялась 22 сентября 1913 года, строительство было почти завершено к 1917 году, но в конце 1950-х годов собор был разобран.
В основу рубрики положены работы В. Г. Лисовского, А. В. Материкина, Ю. Р. Савельева, М. Т. Преображенского, К. А. Тизика.