МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

В архитектуре
Соборы во имя святого 

Возведение соборов и храмов в честь святого Александра Невского характерно для России периода «золотого века», её культуры и искусства второй половины XIX – начала ХХ века.

В церковном зодчестве тогда господствовали два главных стиля – русский и византийский (правильнее – неовизантийский). Для русского стиля было характерно применение луковичных глав или шатров, килевидной формы завершения арок, древнерусского декора, использование изразцов. Для неовизантийского – купольные формы, «полосатая» кладка фасадов, применение арок и скупого декора. Во внешнем облике доминировали величественные формы куполов, апсид и арок.  Почти весь XIX век прошёл под знаком возведения соборов в честь святого Александра Невского. Его имя носили три императора – Александр I Благословенный, Александр II Освободитель и Александр III Миротворец.  

Самый грандиозный из сохранившихся соборов находится в столице Болгарии – Софии. Он проектировался и строился строительным бюро А. Н. Померанцева в 1904–1912 годах. Идея возведения собора была озвучена в 1879 году, закладка камня на месте строительства храма состоялась в 1882 году, а первое заседание строительной комиссии – лишь в 1894 году. Проект собора отражал высочайший художественный и конструктивный уровень эпохи. Храм имеет массивный купол на барабане, окружённый с трёх сторон боковыми полукружиями апсид. Такой тип архитектурной композиции получил название триконха (то есть три конхи – три полукупола свода). На запад к 51-метровой колокольне протянулись центральный и боковые нефы. Благодаря окружающей собор галерее композиция приобрела пирамидальный характер. Главный алтарь посвящался святому Александру Невскому, южный – святому царю Борису I Болгарскому, а северный — святым Кириллу и Мефодию.  

Вместе с А. Н. Померанцевым над проектом работали его помощники – архитектор А. Н. Смирнов (1869–1928) и архитектор-художник А. А. Яковлев (1879–1951). Они же занимались и проектом внутреннего убранства и курировали роспись собора. Купол и своды храма доверено было расписывать художникам из России. В 1912 году роспись храма была завершена, а освящение всех трёх престолов состоялось 12, 13 и 14 сентября 1924 года. Единство творческого руководства обеспечило его художественную целостность.  

Если собор в Софии служит примером храма неовизантийского стиля, то собор в Таллине во имя святого Александра Невского был построен в русском стиле другим великолепным мастером церковного зодчества, Михаилом Тимофеевичем Преображенским (1854–1930). Посвящение храма святому Александру Невскому было связано с чудесным спасением императорской семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. В память об этом событии в России было построено множество храмов, среди которых таллинскому собору принадлежит едва ли не главная роль. В его декоративном облике выразительно отражена концепция «русского стиля императора Александра III», предпочитавшего формы московско-ярославского зодчества XVII века.  

Собор строился в 1895–1900 годах и был призван стать самым значительным храмом города, его архитектурной доминантой. Он остаётся таковым до сегодняшнего дня.  

Для истории русской культуры важнейший интерес представляют соборы, построенные в XIX веке, но разрушенные в веке ХХ.  

Собор в Вятке (1839–1864) посвящался памяти императора Александра I, посетившего город в 1824 году. Проект был разработан А. Л. Витбергом, который известен как автор первого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве. Но храм в Вятке представляет пример поиска национального стиля. Основа композиции – грандиозный купол на барабане в окружении боковых главок. Несмотря на обращение к неоготике, в его архитектуре много деталей, которые отсылают нас к московскому зодчеству позднего XVII века. 

Собор во имя святого Александра Невского в Баку (1888–1898) – зрелое произведение «русского стиля императора Александра III», как и собор в Таллине. Но этот храм имеет шатровое завершение. Собор был заложен императором Александром III 8 октября 1888 года во время путешествия на Кавказ. Чин закладки возглавил экзарх Грузии, Преосвященнейший архиепископ Палладий.  

Автор проекта архитектор Р. Р. Марфельд (1852–1921) продемонстрировал виртуозное владение техникой декоративной кирпичной кладки. Главной в композиции стала перекличка шатров. Шатёр на барабане окружали декоративные луковичные главки. Шатёр звонницы дополняло шатровое завершение крыльца. Собор был виден издалека, долгие годы он оставался самым высоким в городе. Он послужил прототипом храма Христа Спасителя в Борках, построенного позднее на месте крушения императорского поезда.  

Стилистический диапазон русского стиля был настолько широк, что допускал использование мотивов различных периодов истории русского средневекового зодчества. Для собора святого Александра Невского в Варшаве (1894–1912) были избраны мотивы владимиро-суздальской архитектуры XII – начала XIII столетий. Император Александр III посчитал, что «православный собор в стиле русских церквей XII века, весьма близком к греко-романскому, более гармонировать будет с общим стилем выдающихся зданий Варшавы». Конкурс, в котором участвовали известнейшие мастера, выиграл Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928). Собор стоял на Саксонской площади и был самым высоким зданием города. Традиционное русское пятиглавие, луковичное завершение куполов, трёхчастная структура фасадов развивали традиции русской церковной архитектуры. Особенно изысканым был орнаментальный белокаменный декор стен, ритм куполов и арок, мозаичные композиции над входом в храм. Программа росписи принадлежала профессору Н. В. Покровскому. Росписи собора выполнили известные мастера: В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, М. С. Судковский, А. П. Рябушкин, Ф. Р. Райлян, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, М. А. Титов и другие. Главный алтарь украшала композиция «О Тебе радуется», выполненная по эскизу В. М. Васнецова.  

Городские соборы в честь Александра Невского строились и в поволжских городах России. Два из них были возведены по проектам церковного зодчего Александра Александровича Ященко (1842–1893). Возведение собора в Ростове-на-Дону (1891–1908) было посвящено избавлению императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1866 года. Торжественная закладка состоялась на площади Нового базара в 1891 году. Архитектор обратился к традиционному пятиглавию. Площадь здания превышала 500 квадратных метров, и по высоте он превосходил все здания города. Стены и своды украшали росписи. Все три иконостаса и пол покрывались мрамором.  

В 19011918 годах по его же проекту возводится собор святого Александра Невского в Царицыне. Здесь также композиция триконха была дополнена декоративными боковыми главками, создавая характерный облик пятиглавого храма. Он возвышался над невысокой застройкой, формируя запоминающийся силуэт города.  

Самым грандиозным из храмов, построенных в честь святого Александра Невского, стал 21-главый собор памяти освобождения крестьян на Миусской площади в Москве (1913–1917). Проект создавался А. Н. Померанцевым ещё в 1899 году. Собор был рассчитан на 5000 молящихся. Большая вместимость храма достигалась благодаря применению перекрещивающихся железобетонных арок (приём, широко применявшийся в храмостроении 1890-х годов). Благодаря многоглавому венчанию он напоминал московские храмы конца XV – XVI веков. Закладка состоялась 22 сентября 1913 года, строительство было почти завершено к 1917 году, но в конце 1950-х годов собор был разобран.  

В основу рубрики положены работы В. Г. Лисовского, А. В. Материкина, Ю. Р. Савельева, М. Т. Преображенского, К. А. Тизика. 

Читать полностью
Приходские церкви 

Наряду с городскими соборами в России было построено множество приходских храмов в честь святого Александра Невского.

В качестве одного из наиболее показательных примеров русского стиля можно назвать пятишатровый храм святого Александра Невского в Нижнем Новгороде архитектора Л. В. Даля (1834–1878), построенный в 1868–1881 годах. Лев Владимирович унаследовал от своего отца, В. И. Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка», любовь к русской истории и культуре. Он был исследователем, талантливым реставратором и зодчим. В XIX веке многие архитекторы-храмостроители изучали историю архитектуры для использования традиционных мотивов в своём творчестве. Поэтому стиль архитектуры XIX века мы называем историзмом. Например, популярность шатровой формы объяснялась «открытием» шатра как исконно русского архитектурного элемента. Нижегородский храм служит одним из самых ярких примеров историзма. Его узнаваемый силуэт и сегодня служит украшением панорамы Волги.  

В западных губерниях России зодчие часто делали проекты в неовизантийском стиле. Их выбор определялся традициями архитектурной школы. Именно этот стиль выбирали выпускники петербургского Института гражданских инженеров, к которым принадлежал архитектор И. В. Маевский, построивший храм святого Александра Невского в Лодзи (в Царстве Польском) в 1881–1884 годах. Проект был частью целой программы православного храмостроения в западных губерниях империи, осуществляемой в те годы. Применение цвета вместе с орнаментацией купола, использование арок и арочных поясов, «полосатая» кладка фасадов создавали необычный декоративный эффект. Несмотря на небольшие размеры, храм и сегодня является одной из достопримечательностей этого польского города.  

В той же мере неовизантийский стиль был характерен для Киева, где городской архитектор Владимир Николаевич Николаев (1847–1911) построил церковь во имя святого Александра Невского (1888–1889). Как и многие храмы России, он возводился на частные пожертвования (семья Терещенко, Ф. Ф. Трепов и многие другие) при содействии Киевской городской думы. Зодчий создал оригинальную композицию с большим центральным куполом и пониженными боковыми. Храм не сохранился, но ещё в начале ХХ века многих архитекторов привлекали его новаторские формы.  

Александр III был инициатором строительства великого Сибирского железнодорожного пути, поэтому церкви, выраставшие поблизости, посвящались небесному покровителю императора. Храм святого Александра Невского в Новониколаевске (современном Новосибирске) строился в 1897–1899 годах на средства Фонда имени императора Александра III. Фонд был основан для возведения церквей и учебных заведений вдоль железнодорожной магистрали. По указу императора Николая II храму был предоставлен земельный участок и пожертвованы средства на его сооружение. Престолы посвящались покровителям императорской семьи: главный – святому Александру Невскому, боковые – святителю Николаю Чудотворцу и великомученику Георгию Победоносцу, памяти великого князя Георгия Александровича (1871–1899). Императорской семьёй в храм были подарены афонские списки с икон Божией Матери Иверской и великомученика Пантелеимона, икона святого Георгия, облачения священнослужителей. Храм расписывали художники Томской иконописной мастерской.  

Церковь во имя святого Александра Невского в Чите (18991912) принадлежала к центрическому типу тетраконха (четырёх полукуполов, которыми окружён центральный купол). Купол на барабане венчал композицию из четырёх апсид. Над западным входом возвышалась звонница, объединённая с храмом «трапезой» и галереей вокруг церкви. Глава храма возвышалась над невысокими кварталами города, а силуэт хорошо читался на фоне неба и был виден издалека.  

Сохранял значение и русский стиль. Церковь в честь святого Александра Невского в Ялте, построенная по проекту Николая Петровича Краснова (1864–1939) и городского архитектора Ялты П. К. Теребенева в 1891–1902 годах – один из наиболее показательных его примеров. Храм посвящался памяти императора Александра II. Александр III настоял на использовании в проекте мотивов русского зодчества XVII века. В облике храма господствует русское праздничное узорочье: декоративная орнаментика покрывает все стены здания. Центральный объём увенчан главками и рядами кокошников, боковые входы поддержаны шатровыми крыльцами в духе московского зодчества XVII столетия. Киот с мозаичным изображением святого Александра Невского создавался в венецианской мозаичной мастерской А. Сальвиати.  

В начале ХХ века на смену сплошному декору стен приходит выразительность архитектурной формы. Многоглавие остаётся излюбленным приёмом в творчестве А. Н. Померанцева, например, в храме святого Александра Невского на Александровской площади (Алом поле) в Челябинске (1907–1914). Церковь была построена из кирпича и обладала характерными для творчества этого зодчего особенностями: протяжённым пространством наоса и венчанием западного фасада высокой звонницей. Виртуозно применяя приём декоративного венчания луковичными главками и шатрами, архитектор создаёт богатый силуэт здания.  

В основу рубрики положены работы Н. Н. Калинина, А. Кадиевича, М. А. Земляниченко, Т. А. Славиной, Ю. Р. Савельева, Е. А. Шабунина. 

Читать полностью
Воинские храмы Александра Невского

Наряду с городскими соборами и приходскими церквями, храмы в честь святого Александра Невского возводились Военным ведомством. Наиболее значительный из них был возведён в Тифлисе как собор Кавказской армии «в ознаменование окончательного покорения края и прекращения долголетней войны с горцами».

Храм служил пантеоном, в интерьере которого упоминались воинские части и герои Кавказской войны. В архитектурном конкурсе 1865 года участвовало 16 проектов. Проект Давида Ивановича Гримма (1823–1898) получил вторую премию, но именно он был принят к осуществлению из-за великолепно найденного образа, за основу которого был принят собор святой Софии в Константинополе. В результате, храм обрёл форму тетраконха. Для храма было выбрано место в центре города на Гунибской площади. Главный престол посвящался святому Александру Невскому, правый – Архистратигу Михаилу, покровителю православного воинства, а левый святителю Николаю Чудотворцу – покровителю флота. Торжественная закладка состоялась 16 апреля 1871 года. 21 мая 1897 года собор был освящён экзархом Грузии Высокопреосвященным Владимиром. Высота собора достигала почти 40 метров, а диаметр центрального купола превышал 13 метров. Главный фасад украсил образ святого Александра Невского, перед которым теплилась неугасимая лампада из позолоченной бронзы в форме царской короны. Образ Христа Спасителя на троне помещался в главном алтаре. Для назидания потомкам вокруг собора были установлены трофейные персидские и турецкие орудия. Александро-Невский собор в Тифлисе оставался самым крупным из воинских храмов России до его разрушения в 1930 году.  

Воинской теме было посвящено возведение небольших часовен в честь святого. В 1863–1865 годах одна из них была построена в Вильне по проекту академика Александра Ивановича Резанова (1817–1887). Она увековечивала память русских солдат, погибших при усмирении восстания 1863–1864 года в западных губерниях империи. Зодчий создал гармоничное сооружение, сочетавшее элементы русского и неовизантийского стилей. В нишах барабана размещались изображения святых, а на фасадах – мраморные доски с именами погибших солдат.  

Александро-Невский храм 8-го Туркестанского стрелкового полка Военного ведомства сооружался в Фергане. Он располагался на главной городской площади. Одноглавый храм с четырьмя боковыми апсидами и вынесенной на запад невысокой звонницей, вероятно, был построен по проекту военного инженера, обладавшего высочайшей архитектурной квалификацией. Храм был заложен 23 июля 1891 года, а освящение состоялось 17 мая 1899 года. Просторный интерьер с хорами, вмещавший до 700 прихожан, был украшен орнаментальной росписью и «лепными украшениями». Трёхъярусный деревянный иконостас был заказан «на средства казны». 

В воинской архитектуре продолжалось развитие «русского стиля императора Александра III». Закладка храма в черноморском Батуми (1888–1906) состоялась 25 сентября 1888 года в присутствии императора Александра III, во время его путешествия на Кавказ. Долгие годы он оставался самым грандиозным сооружением в городе. Его декоративность и гармоничные пропорции отвечали традициям XVII века, столь любимым императором. Новым архитектурным приёмом оказалось примыкание боковых главок к центральному повышенному барабану, увенчанному луковичной главой. Главный объём храма дополняла шатровая звонница, что также отвечало архитектурным традициям XVII столетия.  

В основу рубрики положены работы Ю. Р. Савельева и Г. Цитовича. 

Читать полностью
Посольские церкви 

Храмы в честь святого покровителя российских императоров возводились и за пределами империи. Один из примеров – церковь святого Александра Невского в Потсдаме в честь императора Александра I по проекту Василия Петровича Стасова (1769–1848).

В центре деревни Александровка, построенной для русских гренадёров, участников Наполеоновских войн, появился один из первых храмов в русском стиле. Архитектор сохранил пятиглавие и симметричность форм и фасадов, но при этом ввёл луковичное покрытие глав, аркатурно-колончатый декор барабанов и килевидную форму порталов. Возведённый тридцать лет спустя пятишатровый храм по проекту Романа Ивановича Кузьмина (18111867) появился в Париже на улице Дарю. Он представляет следующий этап в развитии русского стиля. Именно шатры создают неповторимый образ здания, по контрасту с окружающей жилой застройкой. «Это очень любопытно, это очень оригинально, это очень красиво»,  произнёс император Наполеон III при знакомстве с проектом.  

Посольские церкви в русском стиле стали особенно часто строиться при императоре Александре III. Он «обратил особое внимание на наши заграничные церкви, и при нём освятили каменную новую церковь в Копенгагене. Точно так же и в Вене он содействовал постройке нынешнего благолепного храма, причём участие его доходило до мелочей и носило истинно задушевный характер, чуждый обычной сухой формальности», – вспоминал граф С.Д. Шереметев. С русским стилем стали ассоциироваться представления о России, её культуре и истории. Посольская церковь во имя святого Александра Невского в Копенгагене, построенная по проекту Д. И. Гримма, была освящена в 1881 году. Зодчий нашёл гармоничное сочетание традиционного завершения фасада луковичными главками с характерными для европейских базилик формой и интерьером, в которые он ввёл декоративные мотивы неовизантийского стиля.  

Во французском Биаррице по проекту известного церковного зодчего Николая Никитича Никонова (1849–1918) в 1890–1892 годах сооружается храм Покрова Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского. Сбором средств и строительством руководил комитет под председательством принца Н. П. Ольденбургского. Большую помощь оказал Александр III: русское правительство приобрело участок земли, где 13 октября 1890 года состоялась закладка храма, и 13 сентября 1892 года он был торжественно освящён. Большой и малый купола храма и сегодня доминируют в панораме прибрежного района этого французского города. Первоначальный проект, составленный французским зодчим, был видоизменён после рассмотрения в Святейшем Синоде. Дорабатывал проект архитектор Н. Н. Никонов. Иконы (Христа Спасителя, Пречистой Богоматери, святого Александра Невского, святого Николая Чудотворца, Тайной Вечери и Вознесения Господня) для дубового иконостаса были заказаны в Санкт-Петербурге. Все иконы сохранились, включая образ святого Александра Невского в иконостасе храма.  

В основу рубрики положены работы В. В. Антонова, А. В. Кобака, С. Плехова, Н. Росс.  

Читать полностью

Книжная полка

  • Антонов В.В., Кобак А.В.

    Русские храмы и обители в Европе. Изд. «Лики России». СПб., 2005.

  • Калинин Н.Н., Кадиевич А., Земляниченко М.А.

    Архитектор Высочайшего Двора. Изд. Бизнес-Информ. Симферополь. 2003. С. 58-60.

  • Материкин А.В.

    Собор Александра Невского. Страницы истории первого царицынского кафедрального собора. Волгоград. 2004.

  • Плехов С., протоиерей.

    Царская церковь в Датском королевстве. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене. Изд. Русская Лира. СПб., 2019

  • Преображенский М.Т.

    Ревельский православный Александро-Невский собор. Краткое описание собора. СПб., 1902.

  • Росс Н.

    Русская церковь на берегах Сены. От зарождения храма до 1917 года. Изд. «Дмитрий Буланин». СПб., 2007. С. 159.

  • Савельев Ю.Р.

    «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало ХХ века. СПб., 2005.

  • Славина Т.А.

    Исследователи русского зодчества. Л., 1983

  • Тизик К.А.

    Ревельский Александро-Невский собор в Вышгороде. Ревель. 1900.

  • Цитович Г.

    Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. В двух частях. Пятигорск. 1913. С. 463-464.

Антонов В.В., Кобак А.В.

Русские храмы и обители в Европе. Изд. «Лики России». СПб., 2005.

Калинин Н.Н., Кадиевич А., Земляниченко М.А.

Архитектор Высочайшего Двора. Изд. Бизнес-Информ. Симферополь. 2003. С. 58-60.

Материкин А.В.

Собор Александра Невского. Страницы истории первого царицынского кафедрального собора. Волгоград. 2004.

Плехов С., протоиерей.

Царская церковь в Датском королевстве. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене. Изд. Русская Лира. СПб., 2019

Преображенский М.Т.

Ревельский православный Александро-Невский собор. Краткое описание собора. СПб., 1902.

Росс Н.

Русская церковь на берегах Сены. От зарождения храма до 1917 года. Изд. «Дмитрий Буланин». СПб., 2007. С. 159.

Савельев Ю.Р.

«Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало ХХ века. СПб., 2005.

Славина Т.А.

Исследователи русского зодчества. Л., 1983

Тизик К.А.

Ревельский Александро-Невский собор в Вышгороде. Ревель. 1900.

Цитович Г.

Храмы армии и флота. Историко-статистическое описание. В двух частях. Пятигорск. 1913. С. 463-464.

Пройдите тест

  • Архитектор А. Л. Витберг, спроектировавший собор святого Александра Невского (построен в 1839–1864 в Вятке), был автором ещё более амбициозного, хотя и не реализованного проекта – храма Христа Спасителя. Этот храм, идея возведения которого в благодарность за важную победу российского оружия возникла ещё при Александре I, всё же был построен, но гораздо позже, при императоре Александре II, а освящён при его сыне Александре III. Какой победе он был посвящён?

    Отечественной войне 1812 года. Правильно. Кстати, в ходе войны с Наполеоном многие полководцы России и её союзников были удостоены ордена святого Александра Невского.

  • С именем какого российского правителя, царствовавшего в XIX веке, связан так называемый неорусский архитектурный стиль? Кстати, этот государь был хорошим знатоком русской истории и культуры.

    Александр III Да. Архитектура, о которой идёт речь в задании, даже называется иногда «неорусский стиль Александра III». Этот император, возможно, лучше всех других царей знал российскую историю и по мере возможности способствовал развитию различных отраслей отечественного искусства.

  • Назовите столицу современного европейского государства, в которой на рубеже XIX–XX веков был сооружён несохранившийся до нашего времени храм Александра Невского.

    Варшава Да. К сожалению, после восстановления независимости Польши власти страны постарались уничтожить всё, что не вписывалось в их новые идеологические установки. Православные храмы (в том числе собор святого Александра Невского) стали жертвами этой политики.

  • Как можно было узнать из информации, предложенной в настоящем блоке, во многих городах, расположенных вдоль великого сибирского пути – Транссибирской магистрали – в дореволюционные годы были построены Александро-Невские храмы. Изучите предложенный ниже перечень городов и найдите среди них «лишний», используя логику и знания по географии.

    Томск Да, хотя в Томске и имеется построенный в XIX веке большой Александро- Невский собор. Однако линия Транссиба прошла южнее этого города и пересекла Обь у Новониколаевска (современный Новосибирск).

  • На фотографиях представлены храмы в честь Александра Невского из разных городов. Угадайте, какой из них находится в Суздале.

    Суздаль

вопрос из
вопрос из