Начиная с конца 1930-х годов образ Александра Невского как исторического деятеля в сознании большинства соотечественников неминуемо сопоставляется с тем, как сыграл этого героя Н. К. Черкасов в известном фильме С. М. Эйзенштейна, вышедшем на экраны в теперь уже далёком 1938 году.
Да о чём говорить! Даже многие учёные-историки, понимая, что «киношный» князь с реальным правителем XIII века имеет мало общего, по крайне мере внешность Александра представляют именно такой, какой её «увидел» всемирно известный режиссёр.
Появление картины в предвоенную эпоху означало идеологическую реабилитацию национального героя, до той поры находившегося в забвении. К тому моменту такое забвение становилось уже довольно странным, ведь власть отказалась от идеи перманентной революции и осуществила поворот в сторону строительства социализма в отдельно взятой стране, что подразумевало возвращение к идущим от дореволюционного времени патриотическим идеалам. Вновь актуальными стали примеры героев прошлого (Дмитрий Донской, К. Минин, князь Д. М. Пожарский и другие). Были изданы «Хронологические выписки» К. Маркса, в которых противники Александра Невского, с которыми он скрестил меч на льду Чудского озера, именовались «псами-рыцарями», «прохвостами» и вообще были представлены в самом неприглядном виде. Наконец, в 1937–1938 годах ситуация изменилась: были опубликованы несколько научно-популярных и художественных произведений о деятельности князя, началось обсуждение сценария и, наконец, вышел фильм.
В центре его сюжета – противостояние с немецким Тевтонским орденом. Разумеется, так было не случайно: в большинстве работ по данной теме, выходивших тогда, главное внимание уделялось именно этому аспекту деятельности князя. Причина тому в первую очередь политическая – растущие захватнические амбиции гитлеровской Германии. Потому с самого начала, в самом первом варианте сценария, носившем название «Русь», внимание оказалось сосредоточено на борьбе против немецкой агрессии.
События XIII века должны были вызывать у зрителя ассоциации с тем, что происходило в современных условиях, тем более что нацисты сами давали для этого обильную пищу, уничтожая в Испании мирное население, например, во время бомбардировки Герники 26 апреля 1937 года. С. М. Эйзенштейн считал одной из своих задач проведение в фильме прямых параллелей между рыцарями-крестоносцами и нацистами, действовавшими в реалиях второй половины 1930-х годов.
Это действительно нашло отражение в фильме в нескольких характерных моментах (неслучайно современный историк И. Н. Данилевский весьма остроумно озаглавил собственную посвящённую картине статью «Кино и немцы»). «Германская» тематика обозначена уже в одной из первых сцен, где было сказано о том, что главный враг Руси в тот период – не монголы, от которых возможно откупиться данью, а немцы, желавшие полного порабощения страны. Именно об этом говорит князь одному из своих приближённых в сокровенной беседе («Опаснее татарина враг есть… Ближе… Злее…»). Жестокости, творимые в Пскове захватчиками, показывали бессмысленную свирепость завоевателей. Следует отметить, что данный сюжет вызвал критику у историков-специалистов ещё при обсуждении сценария, но всё же вошёл, хоть и в несколько изменённом виде в итоговый вариант. Особенное впечатление на зрителя производит расправа над беззащитными детьми, которых рыцарь безжалостно бросает в костёр. Конечно, данный приём был очень удачен с художественной точки зрения для создания резко негативного образа завоевателей.
Очень успешным оказалось и подмеченное В. Э. Мейерхольдом изначальное разделение положительных (русских ратников) и отрицательных (немецких рыцарей) персонажей с помощью цвета костюмов (чёрные и белые соответственно). Это, по его мнению, было особенно важным, поскольку позволило создать понятную и волне логичную картину сражения. Для того чтобы сформировать более чёткое соответствие между рыцарями-захватчиками XIII века и адептами фашизма XX столетия, С. М. Эйзенштейн ввёл краткий эпизод, в котором один из орденских братьев (актёр чисто «арийского» типажа), снимая с головы шлем, наверху которого имеется изображение ладони, как бы отдаёт нацистское приветствие. Ещё один персонаж – не менее «арийский» католический епископ – показан в митре, на которой в несколько стилизованном виде изображена свастика. Добавим к этому и то, что в уста Александра, скорбящего по убитому другу Домашу, вкладывается произнесённое в адрес ненавистных врагов слово «псы», явно пересекающееся с приведённой выше характеристикой К. Маркса.
В основу рубрики положены документы РГАЛИ, работы Ю. В. Кривошеева, Р. А. Соколова.