В ходе Великой Отечественной войны положение нашей страны не однажды становилось критическим. Техническое превосходство отмобилизованного врага, его опора на потенциал большей части Европы – всё это в определённые минуты могло вызвать сомнение в собственных силах.
Крайне важно было сохранить боевой дух, не дать воли слабости, сплотиться и всем миром нанести противнику смертельный удар. Здесь очень пригодились исторические примеры национальных героев, перед которыми много лет назад стояли схожие задачи по защите своей страны. Одним из таких примеров стал Александр Невский, образ которого как раз накануне войны оказался включён в советскую идеологическую систему.
В этом большое значение сыграл фильм о полководце, снятый в 1938 году С. М. Эйзенштейном. В наши дни часто можно встретить утверждение о том, что якобы после заключения пакта Молотова – Риббентропа (23 августа 1939 года) борьба Александра Невского с немецкими рыцарями стала затушёвываться, поскольку этот аспект деятельности князя утратил актуальность с политической точки зрения. Говорят даже, будто бы фильм С. М. Эйзенштейна, с триумфом прошедший в кинотеатрах страны в 1938–1939 годах, был запрещён. Ссылок на документы при этом не даётся, хотя авторы таких версий ещё непременно добавляют, что с началом Великой Отечественной войны лента была срочно возвращена на экраны.
Разумеется, слова о запрете никак не соответствуют действительности. Фильм в советских кинотеатрах продолжали показывать и после августа 1939 года. Убедиться в этом не сложно: достаточно почитать региональную прессу тех лет, в которой имеются объявления о запланированных сеансах картины. Такие заметки публиковали в газетах, издававшихся от Минска до Читы. Другое дело, что интерес зрителя к нему явно угасал, и теперь в кинотеатрах первого экрана его уже было не увидеть. Объясняется это спадом интереса к картине после девяти (!) месяцев её демонстрации. Конечно, поэтому «Александра Невского», на которого в декабре 1938 года могли достать билеты даже не все сотрудники студии «Мосфильм», в конце сентября 1939 года (то есть через месяц после заключения пакта) крутили, например, на летней эстраде в Городском саду Благовещенска совершенно бесплатно и для всех желающих.
Добавим к этому, что в марте 1941 года (то есть до войны) С. М. Эйзенштейн, П. А. Павленко (сценарист) и А. Л. Абрикосов (исполнитель роли Гаврилы Олексича) получили за «Александра Невского» Сталинскую премию первой степени. Кроме этого, ещё два актера съёмочной группы (Н. П. Охлопков (Буслай) и В. О. Массалитинова (мать Буслая)) тогда же получили премии, но за работы в других картинах. Это, само собой, совсем не вяжется с «запретом», якобы наложенным на фильм.
Хотя утверждать, что улучшение отношений с Германией вовсе никак не повлияло на освещение деятельности Александра Невского, тоже было бы неверно. Всё-таки некоторые последствия для трактовки образа князя заключение договора, конечно, имело. Выразилось это в том, что со страниц печати исчезли мысли о прямом сопоставлении немецких рыцарей и современных немецких фашистов. Всё остальное, в том числе применение к крестоносцам марксовых определений (псы-рыцари), осталось без изменений, и, вопреки мнению современного немецкого историка Ф. Б. Шенка, никто жизнеописания Александра Невского «от антинемецких элементов» «не очищал», да и само «временное увольнение» князя, о котором пишет немецкий учёный, по факту существовало только в его воображении.
Таким образом, после заключения договора с Германией не произошло отказа от образа Александра Невского как одного из патриотических символов, хотя прежнего внимания «преемственности» фашистской идеологии от «псов-рыцарей» более не уделялось.
В основу рубрики положены работы Р. А. Соколова.