МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Города князя
Малая родина Переславль-Залесский

Княжеские жилища в средневековой Руси, как правило, были деревянными, отличавшимися от жилья простых людей размерами и отделкой.

Ни одно из таких деревянных строений не только эпохи Александра Ярославича, но и гораздо более позднего времени не сохранился. От раннего Средневековья в России сохранились только земляные основания городских укреплений и – очень редко – в той или иной степени перестроенные городские храмы. 

Как известно, родным городом Александра Ярославича был Переславль-Залесский. Этот город, основанный ещё в 1152 году, к началу XIII века стал одним из крупнейших в Северо-Восточной Руси. До настоящего времени сохранились впечатляющие памятники. Это в первую очередь крепость, занимающая большую по тем временам площадь. Её земляные валы имеют периметр порядка 2,5 км. В крепость вели изначально трое ворот, а высота валов достигала 10–15 метров.  

В северной части крепости в 1157 году был достроен и освящён Спасо-Преображенский собор, полностью сохранившийся до наших дней белокаменный храм Северо-Восточной Руси и один из немногих оставшихся от эпохи князя Юрия Долгорукого. Великолепный собор видел в своих стенах не только Александра Ярославича, которого, очевидно, крестили в этом храме, но также его отца, Ярослава Всеволодовича (1191–1246), и деда, Всеволода Большое Гнездо (1154–1212), а также многих из их потомков. 

В XVIII веке богослужения в Спасо-Преображенском соборе почти прекратились. Для повседневных служб чаще стал использоваться комплекс храмов окончательно упразднённого и приписанного к собору в 1788 году Богородице-Сретенского монастыря. Один из этих храмов, выстроенный в 1785 году, посвящён святому князю.  

Однако реконструкций древний Переславский собор не избежал. В 1890-х годах произошла реставрация, призванная вернуть ему первоначальный вид. К сожалению, при тогдашнем развитии реставрационной науки восстановление привело, скорее, к обратным результатам. Были уничтожены остатки стенописи XII века (сохранились лишь небольшие фрагменты и единственный более крупный кусок с полуфигурой апостола, снятый со стены и хранящийся сейчас в Государственном Историческом музее). В соборе появился мраморный иконостас, соответствующий более вкусам второй половины XIX века, чем времени постройки храма. 

Однако стены храма сохранились до наших дней практически неизменными. И сейчас можно дотронуться до камней, слышавших шаги и молитвы святого князя Александра Невского. На наружных стенах уцелели многочисленные раскрытые в недавнее время граффити, относящиеся к первым векам его существования. Самое известное из них – граффито, содержащее перечень имен убийц Андрея Боголюбского. 

В честь Александра Невского в окрестностях Переславля были основаны и другие храмы. На въезде в город со стороны Москвы стоит церковь Сретения (1778–1785), с приделом в честь Александра Невского. Существовал монастырь на Александровой горе на берегу Плещеева озера. Монастырь был деревянный и окончательно запустел в XVIII веке. Основание его во времена святого князя стоит отнести к разряду местных легенд, но само место служило, видимо, в раннем Средневековье укреплением. В эпоху Александра Невского это было уже скорее воспоминанием, а место их городка могло в XIII веке использоваться и как загородный княжеский двор. 

В основу рубрики положены работы М. И. Смирнова, О. Пэнэжко. 

Читать полностью
Главный княжеский город

Ключевым городом, связанным с именем Александра Невского, является Новгород. В этом городе князь правил в общей сложности с перерывами с 1236 по 1252 год, но и после он сохранил за собой контроль над Новгородом.

Горожане ревностно относились к своим «республиканским» правам, среди которых было неукоснительное требование для князей не проживать в самом городе. 

Хотя в центре Новгорода с XI века существовал участок княжеского двора («Ярославово дворище»), с 1130-х годов князья были официально удалены оттуда. С тех пор и до конца новгородской независимости приглашённые княжить в Новгород князья должны были останавливаться в пригородном селе Городище. Здесь в 1103 году, ещё при князе Мстиславе Великом, была построена каменная церковь Благовещения, и при ней существовала деревянная резиденция. Разумеется, если князь приходил с дружиной, то все вооружённые люди не умещались на этой небольшой территории, часть дружинников нанимала жильё в домах новгородцев. 

Новгород, сравнительно с другими русскими городами, хорошо изучен археологически. Находки археологов, сделанные начиная с 1940-х годов, позволяют дополнить письменные источники (летописи и грамоты), которых также сохранилось довольно много. Комплексное изучение города за последние семьдесят лет принесло впечатляющие результаты, и о повседневной жизни средневекового Новгорода мы знаем больше, чем о любом другом древнерусском городе. 

Особенностью Новгорода было его деление на довольно обособленные районы («концы»), бывшие, вероятно, центрами первоначальных племенных посёлков. Концы состояли из участков, на которых стояли усадьбы новгородцев. Усадьбы были разные по площади. Соответственно, и их обитатели имели различный статус. Тут жили представители элиты, боярства, число которых не превышало двух-трёх сотен семей, и многочисленные купцы и ремесленники. Значительную часть населения составляли зависимые люди и челядь. Изначально концов было три (два на левом берегу – Людин и Неревский, и один на правом – Славна). Но к концу XII века концов стало уже пять (добавились Загородский и Плотницкий концы): на Торговой стороне было два конца, а на Софийской – три. 

Вокруг всех концов в 1170-х годах сформировались единые городские укрепления (земляной вал и тогда ещё деревянная стена). Перпендикулярно Волхову в разные стороны отходили многочисленные улицы, их было более сорока. Но только две – Великая на Софийской стороне и Пробойная на Торговой – шли параллельно реке на некотором расстоянии от неё. К 1230-м годам уже сложились грандиозные по меркам средневековой Руси торговые площади, пристани, дворы иноземных купцов со своими порядками и даже своими церквями. Новгородцы очень гордились своим городом. 

Во времена детства Александра Новгород был одним из крупнейших городов Руси, фактически аналогом современных мегаполисов, хотя в нём проживало едва ли более 15–20 тысяч человек. На рубеже XII–XIII веков Новгород переживал яркий расцвет. Строились многочисленные каменные и деревянные храмы, первые каменные башни укреплений. Это строительство не сразу остановили даже пожар, засуха и, в результате, страшный голод и эпидемия 1230 года, когда, по оценкам летописцев, в братских могилах были спешно погребены более трёх тысяч человек. Но монгольское нашествие, войны с немцами, денежные сборы в пользу великого князя временно остановили рост города, который вновь начался лишь спустя полвека. Заметным показателем кризиса в Новгороде стало прекращение каменного зодчества в середине XIII века, которое возобновилось только в 1292 году с возведением церкви Николы на Липне. Однако это всё равно было несравнимо со страшным разорением, которое пережили Залесская и Южная Русь в эти же десятилетия. 

Резиденция князя во времена Александра Невского, как и при его отце, находилась на Городище. Церковь Благовещения в его время стояла ещё в формах 1103 года и была древнейшим после Софийского собора каменным храмом Новгорода. Она была богато украшена драгоценной утварью, расписана фресками, имела мозаичные полы. Остатки их были найдены археологами в 1960–1970-х годах. Сама церковь была полностью выстроена заново в 1342–1343 годах, а затем перестраивалась в конце XVIII века. В годы Великой Отечественной войны церковь была разрушена. В 2017 году завершена работа по укреплению уцелевших остатков храма XIV века и раскрытию фундаментов 1103 года. Сейчас на Городище находится очень любопытный музей, рассказывающий о многовековой истории этого места.   

От времён Александра Невского в Новгороде сохранилось в сравнительно целом состоянии (с учётом всех реставраций) более десятка каменных церквей, больше, чем где-либо в России. Одна из них, Рождества Богородицы на Перыни, возведённая в 1230-х годах, была построена прямо в его время, остальные появились ещё задолго до него. В их числе и главный храм святой Софии, и Никольский собор на Ярославовом дворище, и соборы Юрьева и Антониева монастырей, церкви Благовещения и Петра и Павла на Мячиневозведённая отцом Александра Ярославом Всеволодовичем церковь Спаса на Нередице, и некоторые другие храмы, сохранившие только части древних построек (Иоанна Предтечи и Успения Богородицы на Торгу, Андрея Стратилата в кремле и другие). 

Особенную значимость среди них имеет Георгиевский собор Юрьева монастыря, игравший, как и сам монастырь, исключительную роль в жизни средневекового Новгорода. В соборе, построенном в 1119 году, исстари сложилась традиция погребать князей и княгинь. Здесь похоронены Фёдор Ярославич, старший брат князя Александра, скончавшийся в 1233 году, и его мать Феодосия-Евфросинья, скончавшаяся в 1243 году, также прославленные в лике святых. 

В основу рубрики положена работа архимандрита Макария (Миролюбова).

Читать полностью
Владимир и Городец

Владимирская земля стала местом, где в основном прошли последние годы жизни Александра Ярославича. Здесь, в Городце на Волге, городе, входившем в удел великого князя, он и скончался. 

Город Владимир – одна из сокровищниц русского средневекового искусства. Здесь сохранились два знаменитых белокаменных собора, Успенский (1158–1161, 1189) и Дмитровский (1194–1197), стены которых помнят времена не только Александра Ярославича, но и его родителей. Поныне стоят Золотые ворота 1164 года. Над глубокими оврагами, спускающимися к долине Клязьмы, по-прежнему высоко поднимаются древние валы средневековых укреплений Владимира.  

Сохранившимися постройками далеко не исчерпывается список каменных зданий Владимира, стоявших в городе в годы жизни Александра Невского. Хотя молодой княжич вряд ли имел возможность долго проживать во Владимире до монгольского нашествия, но он мог видеть роскошь столицы Северо-Восточной Руси того периода. Ко временам его юности относятся последний ремонт и украшение Успенского собора в 1230-х годах, от которого сохранились до наших дней небольшие остатки фресок. В 1250–1260-х годах о домонгольской роскоши оставались лишь свежие и горькие воспоминания, но в последние годы жизни Александр Ярославич, несомненно, приложил немало усилий, чтобы хоть отчасти вернуть Владимиру былое величие. Косвенным свидетельством возрождения Владимира во второй половине XIII века можно считать перенос сюда митрополичьей кафедры в 1299 году первосвятителем Русской церкви Максимом.

Город имел мощные оборонительные линии, состоявшие из собственно замка – Детинца, где стоят и поныне знаменитые соборы. К северу от Детинца находилась территория, условно говоря, кремля, – как она называлась в XII веке, «Мономахов», или «Печерный» город. К востоку и западу от этого места находились два укреплённых посада – восточный («Ветшаной город») и западный («Новый город»). Вся эта территория была плотно застроена. Уже в начале XIII века ряд храмов (Георгиевский, Спасский, Успенский в Княгинином монастыре) были каменными. В Успенском монастыре прошли последние годы вдовы и дочери Александра Ярославича. 

Восточнее Детинца был построен монастырь в честь Рождества Богородицы с каменным собором 1190-х годов, достоявшим до середины XIX века. Именно здесь и был похоронен великий князь 14 ноября 1263 года. 

Собор за свою долгую историю пережил несколько катастрофических пожаров, а также ремонтов, которые сильно изменили его внешний вид. В начале XVIII века путём расширения небольшой паперти с южной стороны в нём был устроен придел во имя святого Александра Невского. Именно здесь и находились до 1723 года мощи святого князя. 

Пристройки и арки, устроенные в стенах древнего храма для того, чтобы соединять древние и новые части, привели к постепенному образованию трещин в стенах. Несмотря на все усилия спасти исторический собор, это в итоге не удалось: в 1859–1869 годах старое здание было полностью разобрано и собрано заново с использованием старых резных камней.  

Летом 1930 года собор вместе с колокольней XVII века был полностью разобран. 

Вновь выстроен древний храм был в 1995–2004 годах. Но ни его формы, ни новая колокольня не воспроизводят форм своих предшественников. В новой колокольне устроен престол в честь святого князя Александра Невского, освящённый в 2006 году. Сейчас Рождественский монастырь – мужской, в его стенах находятся Владимирская духовная семинария и епархиальное управление. 

Городец в наши дни – небольшой городок в Нижегородской области, в котором ничего не сохранилось от раннего Средневековья, за исключением небольших фрагментов земляных валов. Место, где точно принял постриг перед смертью святой князь, неизвестно. Феодоровский монастырь, в котором, по позднейшей легенде, это произошло, был основан (или возобновлён) только в 1700 году. Основанный в регионе, где было очень влиятельно старообрядчество, этот монастырь, по сути, предназначался быть центром миссионерской деятельности в их среде. По позднейшей старообрядческой легенде, он возник на месте, где когда-то скончался Александр Невский. В таком случае там должна была находиться тогда хотя бы часовня. Но археология эту легенду не подтверждает. Слоев XII–XV веков здесь не обнаружено. Довольно туманные указания на существование монастыря в XV веке всё-таки не дают основания полагать, что он был здесь и раньше. Но, как бы то ни было, Городец остаётся последним городом, с которым была связана жизнь князя. 

Феодоровский монастырь был практически полностью уничтожен в советское время. Каменный монастырский собор ныне воссоздан, он в достаточно точных формах повторяет храм 1719 года, реконструированный после пожара 1765 года. Память об Александре Невском для Городца исключительно важна. Именно это событие сделало небольшой городок полноправным участником «большой» истории России. 

В основу рубрики положена работа К. П. Михайлова. 

Читать полностью
Псков, Торопец, Тверь

Александр Ярославич стоял у истоков в будущем великого Тверского княжества и, вероятно, в течение некоторого времени (около 1247 года и в 1250–1252 годах) мог быть тверским князем.

Впрочем, в Тверь он вряд ли приезжал надолго, продолжая в эти годы княжить в Новгороде 

Большее внимание он оказал находящемуся на территории современной Тверской области Торопцу. Входивший в Смоленское княжение, но рано выделившийся в довольно самостоятельный удел в его составе, этот город стал местом, где венчался Александр Ярославич в 1239 году. Несмотря на войны и разорения, долгое нахождение в составе Литовского княжества (с 1260-х по 1500 годы)торопчане не забыли визит сюда Александра Ярославича с невестой, дочерью полоцкого князя Брячислава. 

Главной торопецкой легендой является рассказ о подарке городу Корсунской или Эфесской иконы Богоматери, сделанной молодой женой в память о венчании. Этот образ, сохранившийся до настоящего времени, относится к XII–XIV векам и в настоящее время находится в новой церкви святого Александра Невского под Москвой в посёлке Княжье озеро. Но до 1920-х годов местом его постоянного нахождения был торопецкий городской собор, освящённый в честь Корсунской-Торопецкой иконы. 

Хотя легенда о появлении образа в 1239 году – скорее всего поздняя, и чудотворный образ принесён в Торопец бежавшими сюда в 1579 году из Полоцка православными монахинями Спасо-Евфросиньевского монастыря, само наличие такой легенды говорит о многом. Подобная легенда связывает с Александром Невским старинный дуб в усадьбе Шешурино под Торопцом (саженцы окончательно погибшего в 1978 году дерева посажены в Торопце). 

В окрестностях города Александр Ярославич был дважды. В 1245 году он разгромил здесь отряд литовцев. 

Место княжеского венчания установить совершенно невозможно. В Торопце прекрасно сохранилось старое городище до-литовского времени, но, кроме валов, на нём нет других видимых свидетельств истории. По местному преданию, храм, в котором было венчание, имел посвящение в честь святого Георгия. Позже в городском соборе в честь этого святого существовал придел. Третий придел в торопецком соборе 1804 года постройки, уцелевшем и сохранившемся до наших дней, был посвящён самому святому Александру Невскому. 

Совершенно исключительное почитание святого князя можно наблюдать в Пскове. Хотя сам город практически не играл в жизни князя какой-либо роли (Александр Ярославич бывал здесь только в рамках военных кампаний, особенно памятной 1242 года), окрестности Пскова стали местом его славы. 

Псков во времена Александра Ярославича не был ещё тем знаменитым городом, «молодшим братом» Новгорода и самостоятельной республикой. Его центр состоял из крепости-детинца, называемого в Пскове «Кром», и посадов, расположенных во всех будущих исторических районах города – за городскими стенами с напольной стороны (в Застенье) и за реками, в Запсковье и Завеличье.  

Будущая знаменитая каменная крепость Пскова, обнимающая все городские предместья и посады и являющаяся одной из самых известных в России, появилась уже после князя Александра Невского. В его время могли быть каменными только частично стены с южной, напольной стороны Крома, обращённые к самому опасному и не защищённому участку. Превратить город в неприступную цитадель псковичи смогли лишь с оружием в руках, отразив набеги неприятеля, выдержав ряд тяжелейших битв. И именно Александр Ярославич, наряду с другим святым защитником Пскова – князем Довмонтом-Тимофеем, заложил основу процветания великого города в XIV–XVI веках. 

В Пскове, по-видимому, до XVII века не было отдельного храма или престола в честь Александра Невского. Придел в честь святого князя появился в 1699 году в Троицком соборе, в ознаменование важнейших заслуг святого князя перед Псковской землёй и его почитания здесь. Много позже (в 1907–1908 годах) в городе появился и отдельный храм в честь святого князя в Завеличье. Первоначально воинский, 96-го Омского полка, сейчас он является приходским. 

В основу рубрики положены работы В. А. Кучкина, И. К. Лабутиной, М. И. Семевского, В. Д. Щукина. 

Читать полностью

Книжная полка

  • Грабарь И. Э.

    Архитектура Новгорода и Пскова / Грабарь И. Э. История русского искусства. Т.1. М., 1910.

  • Кучкин В. А.

    Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV веках. М., 1984.

  • Лабутина И. К.

    Историческая топография Пскова в XIV–XV веков. М., 1985.

  • Лившиц Л. И.

    Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII – начало XV века. М., 2004.

  • Макарий (Миролюбов), архимандрит.

    Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860.

  • Пэнэжко О.

    Храмы и монастыри города Переславля-Залесского и окрестностей. Владимир, 2005.

  • Семевский М. И.

    Торопец уездный город Псковской губернии. СПб., 1864.

  • Смирнов М. И.

    Переславль-Залесский: его прошлое и настоящее. М., 1911. 

  • Фоняков Д. И.

    Торопец в жизни Александра Невского // Древний Псков: Исследования средневекового города. СПб., 1994. С. 126–130.

  • Щукин В. Д. 

    Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии. СПб., 1894.

Грабарь И. Э.

Архитектура Новгорода и Пскова / Грабарь И. Э. История русского искусства. Т.1. М., 1910.

Кучкин В. А.

Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV веках. М., 1984.

Лабутина И. К.

Историческая топография Пскова в XIV–XV веков. М., 1985.

Лившиц Л. И.

Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII – начало XV века. М., 2004.

Макарий (Миролюбов), архимандрит.

Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860.

Пэнэжко О.

Храмы и монастыри города Переславля-Залесского и окрестностей. Владимир, 2005.

Семевский М. И.

Торопец уездный город Псковской губернии. СПб., 1864.

Смирнов М. И.

Переславль-Залесский: его прошлое и настоящее. М., 1911. 

Фоняков Д. И.

Торопец в жизни Александра Невского // Древний Псков: Исследования средневекового города. СПб., 1994. С. 126–130.

Щукин В. Д. 

Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковской епархии. СПб., 1894.

Пройдите тест