
«Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом…»
А.С. Пушкин.
В наши дни можно найти немало книг или интернет-сайтов, посвящённых сокровенному смыслу имён. Однако современники в большинстве своём не придают этому значения и воспринимают имя как нечто внешнее, своего рода «этикетку», которая не отражает глубинной сущности человека и является только лишь его личным названием. В древности отношение к имени было гораздо более трепетным. Для первобытного человека имя составляло существенную часть его самого. Имя связывалось с душой, древний человек считал, что имя и душа – это одно и то же. В наиболее архаических обществах оно служило не вычленению отдельного человека, но наоборот, закреплению его в безличной общественной структуре. Причём имя становилось важнейшим связующим звеном с предками: нарекая имя живому, члены племени тем самым вызывали из небытия умершего. Шло время, менялись конкретные представления, но долго не изменялась их суть – имя имеет глубинное значение. Во многих культурах в состав имени человека обязательно должно было входить имя божества, охранявшего жизнь. Соответственно считалось, что и судьба человеку дается богами. Конечно, были и другие подходы к образованию имён.
В наши дни можно найти немало книг или интернет-сайтов, посвящённых сокровенному смыслу имён. Однако современники в большинстве своём не придают этому значения и воспринимают имя как нечто внешнее, своего рода «этикетку», которая не отражает глубинной сущности человека и является только лишь его личным названием. В древности отношение к имени было гораздо более трепетным. Для первобытного человека имя составляло существенную часть его самого. Имя связывалось с душой, древний человек считал, что имя и душа – это одно и то же. В наиболее архаических обществах оно служило не вычленению отдельного человека, но наоборот, закреплению его в безличной общественной структуре. Причём имя становилось важнейшим связующим звеном с предками: нарекая имя живому, члены племени тем самым вызывали из небытия умершего. Шло время, менялись конкретные представления, но долго не изменялась их суть – имя имеет глубинное значение. Во многих культурах в состав имени человека обязательно должно было входить имя божества, охранявшего жизнь. Соответственно считалось, что и судьба человеку дается богами. Конечно, были и другие подходы к образованию имён.
Имя Александр – греческого происхождения, возникшее ещё в дохристианскую пору. На русский оно может быть переведено как «защитник людей», «оберегающий муж», «мужественный защитник» или «отражающий мужей». Это имя передаёт характерный для Древней Греции культ храбрости, силы, военного искусства и находится в одном ряду с такими именами, как Андрей («храбрый»), Архип («главный всадник» или «начальник конницы»), Доримедонт («начальник копейщиков»), Евстратий («храбрый воин») и другими. По-видимому, «Александр» восходит к имени «Алаксандус», которое упоминается уже на рубеже XIV – XIII веков до Р.Х.: известно, что правитель некой Вилусы (возможно, под Вилусой следует понимать Трою) Алаксандус заключил в это время соглашение с хеттским царём.
Имя Александр, получившее широкое распространение в Средиземноморье и на Востоке (в форме Искандер) после походов выдающегося полководца античности Александра Македонского, жившего в IV веке до Р.Х., чрезвычайно распространилось и в христианской среде. Уже среди ранних христиан было множество святых Александров – кузнецов и земледельцев, воинов и обычных священников, епископов и высокопоставленных государственных деятелей. В основном все они прославились своим стойким исповеданием веры и мученической смертью в период гонений. Один из них, Александр Эгейский, по профессии и вовсе был палачом, но раскаялся, исповедал христианство и пострадал вместе с тем, кого изначально должен был замучить. Постепенно в христианской среде утверждается правило давать имена в честь святых.
Вместе с христианством из Византии на Русь пришли и традиции христианского имянаречения.
Имена святых Александров присутствовали в древнерусских месяцесловах – календаре церковных праздников и памятей святых на все дни года. О жизни святых можно было узнать и из их житий – самого популярного литературного жанра в круге чтения русского средневекового человека, которые также широко распространились по Руси после христианизации. Большую роль в популяризации имени «Александр» сыграли различные сочинения, посвящённые Александру Македонскому, среди которых особое место принадлежит «Александрии Хронографической», переведенному с греческого не позднее середины XIII века роману о великом полководце-завоевателе. Впрочем, столь популярное в наши дни в России имя Александр в Домонгольской Руси было отнюдь не таким распространённым. О традициях имянаречения князей-Рюриковичей и причинах, почему героя Невской битвы и Ледового побоища назвали Александром, читайте в рубриках этого блока «Как назвать княжича?» и «Почему – “Александр”?».
В основу рубрики положены работы В.А. Никонова, М.И. Найдорфа, Е.Д. Тимошенко, В.В. Емельянова.