МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Путешествия
Средневековое путешествие

Планируя путешествие сегодня, прежде всего следует внимательно изучить два вопроса: как быстро и комфортно добраться до точки назначения и где проживать. Средневековых путников больше волновала сама дорога. 

Примитивный транспорт и отсутствие разветвлённой дорожной сети отнимали много времени. На дорогу могли уйти недели, месяцы и даже годы. К тому же путешествия обходились недёшево: нужно было позаботиться о всевозможных расходах. Поэтому мало кто мог позволить себе затяжные поездки. 

Не будет преувеличением сказать, что русское Средневековье почти не знало дорог. Сухопутные маршруты были во многом условны. На лошади можно было преодолеть до 50–60 км в день, двигаясь налегке, или до 30 км в день с тяжёлыми грузами. В основном только князья и знать могли себе позволить передвигаться на лошадях. 

Русские путешественники преимущественно пользовались речными и морскими путями вплоть до XVIIIXIX веков, когда государство озаботилось дорожной проблемой в стране. 

Направления наиболее масштабных путешествий проходили в основном по водным маршрутам. Их можно разделить на шесть блоков: пушной и морской промысел, походы новгородских ушкуйников, путешествия купцов, паломничества, княжеские поездки в Орду, посольские миссии.  

Русские купцы и промысловики регулярно ходили по рекам и морям на дальние расстояния. Издревле были известны две крупнейшие водные «магистрали», пронизывавшие территорию Руси: 

  1. путь «из Варяг в Греки» длиной более чем 2,5 тысяч км (из Балтийского моря в Константинополь, по рекам, озерам, с использованием волоков, через Новгород, Смоленск, Киев и Чёрное море); 
  2. волжский торговый путь протяжённостью более чем 4 тысяч км (из Балтийского моря в восточные страны через Новгород, Волжскую Булгарию и Каспийское море). 

Важной частью обоих путей был водораздел Валдайской возвышенности, откуда берут начало Волга, Днепр и Западная Двина, а также реки бассейна Ильменя. Здесь находилась система волоков, через которую проходили путешественники, совершая дальние и сравнительно близкие (внутри Руси) переходы. Не однажды бывал здесь и Александр Невский, когда держал путь в сторону Полоцка – малой родины его супруги или когда оборонял этот регион от вторжений литвы, защищая одновременно и владения своего тестя – княжившего в том же Полоцке, а позже вероятно и в Витебске. 

Основной артерией пути «из Варяг в Греки» был Днепр, по которому ходили купцы всех мастей и некоторые паломники (например, игумен Даниил, составивший первое «Хождение», в котором описал свою поездку на Святую землю). Днепр соединял Суздальскую землю со Смоленском и Русской землей – территорией, коренными землями которой были Киев, Переяславль Южный, Чернигов. 

Волга стала магистральным путём сообщения Руси с Ордой и далее – с Востоком. Во второй половине XV века купец Афанасий Никитин совершил грандиозное путешествие в Индию. Отправившись из Твери, Афанасий спустился вниз по Волге до Каспийского моря и прошёл мимо бывшей столицы Золотой Орды – Сарая-Бату. 

Не менее примечательны северные пути средневековых путешественников. Отважные новгородцы в XIIXIV веках ходили на Югру, за Урал, к побережью Белого и Баренцева морей. Считается, что русские мореплаватели впервые достигли Шпицбергена ещё в XIXII веках. Начиная с первой половины XVI века до начала XX века беломорские зверобои постоянно промышляли моржей и тюленей на Груманте. 

В основу рубрики положена работа Н. П. Загоскина.

Читать полностью
Монгольский вояж

Одно из проявлений зависимости Руси от Орды – обязанность русских князей ездить на поклон к ордынским ханам и получать ярлык на княжение. 

Всякий визит в ханскую ставку русские князья переживали тяжело. Обязательное общение с ханом требовало исполнения унизительных монгольских обычаев и значительных материальных средств. При этом жизненно необходимо было сохранять самообладание и стойкость. Все это каждый раз напоминало князьям, что они лишены реального суверенитета и собственной политической воли в отношениях с ханом.  

В результате Батыева нашествия Юго-Западная Русь была разорена и значение днепровского пути в Византию резко упало. В начале 1250-х годов в низовьях Волги возникла столица Золотой Орды – Сарай-Бату. Из-за частых визитов к монголам князья и купцы Северо-Восточной Руси были вынуждены пользоваться именно волжским путём. Несмотря на относительную безопасность движения по Волге, средняя и нижняя её часть контролировалась ордынцами. Князья опасались всякого промедления в своих поездках, а представители местной монгольской администрации нередко старались задержать путников и вымогали у них дары и «таможенные пошлины».  

Князья никогда не путешествовали в одиночестве. Их всегда сопровождала верная дружина, которая пеклась о безопасности Рюриковичей. Нередко в Орду отправлялось сразу несколько князей. В состав русской «делегации» часто входили бояре или церковные иерархи.  

На поездку в Орду приходилось тратить немало времени: около двух месяцев уходило на дорогу, и как минимум ещё один месяц нужно было пребывать в ханской ставке. В ходе путешествия князей подстерегали опасности: разбойники, уловки монгольских вельмож и самые непредсказуемые решения ханов. Помимо этого, другой климат, специфическая пища и дефицит воды могли спровоцировать резкое ухудшение здоровья и даже привести к смерти. 

Во время таких поездок князьям угрожали и духовные опасности. Визиты к хану испытывали на прочность не только дипломатическую выдержку, но и веру. Чужая, малопонятная культура, иная религия вселяли вполне объяснимый страх в православных путешественников. Поэтому и дни отъезда к степнякам тщательно подбирались: обычно это были дни памяти святых покровителей русских князей, которые должны были их защитить от иноверцев. Религиозные опасения не были беспочвенными. Перед посещением хана приходилось участвовать в языческом обряде «омовения огнём» и кланяться идолам. Черниговский князь Михаил в 1246 году отказался участвовать в этом ритуале и был казнён. Вот что сообщает об этих обрядах «Сказание» о его убийстве: 

«И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шёл он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и бросали сначала в огонь, а уже потом к царю допускали и самих пришедших и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений». 

Казнь Михаила Черниговского в Орде – казус. В 1245–1246 годах Даниил Галицкий воспротивился языческому ритуалу и избежал наказания. Но память о расправе над Михаилом, коварство и непредсказуемость монголов призывали к осторожности. Смерть могла приблизиться даже в ханском шатре. Чтобы попасть в него, по монгольским обычаям нужно было переступить через высокий порог. Ордынцы казнили гостей, которые наступали на него. Оказавшись внутри, в знак уважения князья должны были испить из рук хана кумыс. Эта традиция вызывала только негативную реакцию, поскольку христиане считали кумыс нечистым питьём. В 1246 году отец Александра Невского Ярослав Всеволодович был отравлен в ставке императора в Каракоруме в ходе этого ритуала.  

Во время аудиенции у хана нужно было преподнести ему дары. В летописях не сообщается, какие подарки везли князья в Орду. Иностранные путешественники писали, что при дворе хана особо ценились драгоценные камни, дорогие ткани и оружие. Одаривание ханов не было формальным ритуалом. С помощью роскошных дорогостоящих подарков князьям иногда удавалось лоббировать свои интересы в Орде. Современный историк Н. С. Борисов точно охарактеризовал монгольское сребролюбие: «Всем распоряжалась Золотая Орда, в которой всем распоряжалось золото. За деньги здесь можно было купить власть. Ничего не стоило приобрести чужое княжение или потерять своё собственное». 

В основу рубрики положены работы Н. С. Борисова, В. Л. Егорова. 

Читать полностью
Александр Невский в Орде

Заметную часть жизни древнерусские князья проводили в дороге. Они были постоянно заняты династическими спорами, военными походами или поездками в Орду. 

Александр Невский – не исключение. Утомительные переезды начались в глубоком детстве будущего великого князя. Время от времени малолетний княжич ездил с отцом из родного Переяславля Залесского в Новгород, где княжил Ярослав Всеволодович. С ранних лет Александр был новгородским наместником, а в 1236 году стал князем. Пройдёт более десяти лет, и Александр Невский будет разъезжать не только по русским землям, но и совершит не менее четырёх поездок в Орду. По подсчётам знатока русско-ордынских связей В. Л. Егорова, суммарно Александр провёл в монгольских владениях более четырёх лет. 

Вскоре после смерти отца Андрей Ярославич отправился в Орду к Батыю, чтобы тот разрешил спор о наследовании Владимирского княжения. Александр Невский был старшим наследником, поэтому он также мог претендовать на Владимир. Зимой 1247/1248 годов Александр вслед за братом отправился в первое монгольское путешествие. 

Летописцы не сообщают никаких подробностей княжеских поездок к ханам. В частности, не ясно, как именно Александр Невский ездил в Орду. Вероятнее всего, наряду с другими Рюриковичами он пользовался волжским путём, который позволял относительно быстро и безопасно добраться из Владимира до Золотой Орды. По всей видимости, Александр Ярославич доезжал до Нижнего Новгорода, где пересаживался на речные суда и спускался по Волге до Сарая. В данном случае была зима, и по замёрзшей Волге передвигались на лошадях. 

Изначально братья надеялись на решение Батыя. Но после раздумий хан отказался самостоятельно распределять земли между Ярославичами и послал их в Каракорум к великому хану Гуюку. Пока Александр и Андрей пребывали в дороге, Гуюк умер, поэтому князей принимала ханская вдова – Огул-Гаймиш. Братья двигались стремительно, но бесконечность пути (более 7 тысяч км в одну сторону) и холод забирали у них слишком много сил. 

Добравшись до Каракорума, князья пошли на поклон к Огул-Гаймиш. Очевидно, в ханской ставке не стали вникать в суть спора русских князей, поэтому их рассудили по старшинству. Александру досталось Киевское княжение с древней столицей Руси, которая, однако, неумолимо теряла своё значение и недавно была опустошена Батыем. Андрей же получил молодой, но реальный политический центр того времени – Владимир. К сожалению, подробности путешествия Ярославичей остаются неизвестными, но одно ясно: Александр не вступил в борьбу за Киев, понимая, что может повлечь новые усобицы, хотя статус Киевского князя за ним признавали даже князья Киевской Руси, иначе непонятен визит, который ему нанес в 1250 г. ставленник Даниила Галицкого митрополит Киевский Кирилл. 

Зимой или ранней весной 1252 года Александр Невский вновь отправился в Орду, стремясь получить желанное Владимирское княжение. Он выбрал удачный момент, поскольку тогда великим ханом Монгольской империи стал Мунке – союзник Батыя. Примечательно, что между двумя поездками Александра никто из русских князей не посещал монголов. Его брат Андрей наравне с Даниилом Галицким стремился вести самостоятельную политику; по всей видимости, оба князя готовили открытое сопротивление Орде. На этом фоне Александр получил ярлык на Владимирское княжение. Вплоть до своей смерти он будет оставаться великим князем.  

Во время пребывания Александра в Сарае, Батый направил первый карательный отряд во главе с Неврюем (так называемая «Неврюева рать») против мятежного Андрея Ярославича. Другой отряд во главе с Куремсой нанёс удар союзнику Андрея – Даниилу Галицкому. Так хан Золотой Орды наказал не подчинявшихся ему князей. Александр Невский не стремился к противостоянию с монголами. 

Следующее путешествие Александра в Сарай состоялось в 1257 году, на этот раз он ехал с братом Андреем. Это была первая поездка в Орду после мятежа Андрея и его бегства от Неврюевой рати. После смерти Батыя ханом стал его малолетний сын Улагчи. Александр воспользовался доверием Орды к себе и сменой хана, поэтому поддержал повинившегося брата и представил его Улагчи. Ордынский правитель простил Андрея за неповиновение и позволил ему княжить в Суздале. Помимо этого, князья смогли принести заверения в своей верности и согласии на проведение переписи населения для последующего сбора дани – в конце 1257 года на Руси появились монгольские численники. 

В 1262 году Александр Невский в последний раз отправился в Золотую Орду к хану Берке. Цель визита князя доподлинно неизвестна. В то время Берке готовил войско для войны с монгольским Ираном. Вероятно, Александр просил хана не собирать русских ратников в свои полки. Берке долго не отпускал великого князя: около года он был вынужден скитаться по кочевьям в низовьях Волги. Осенью 1263 года Берке удовлетворил прошение Александра и отпустил его домой. По дороге во Владимир Александр разболелся и скоропостижно скончался в Городце Волжском. 

Любопытно, что послы египетского султана, посетившие Орду в 1263 году, видели русские суда, ходившие по Волге. Скорее всего, речь идёт о купеческих караванах. Но, возможно, арабские путешественники могли наблюдать и судно с заболевающим Александром Ярославичем на борту… 

В основу рубрики положены работы В. Л. Егорова, А. Ю. Карпова и В. А. Кучкина.

Читать полностью
Приключения итальянцев в Монголии

Итальянский монах Иоанн де Плано Карпини вместе с Бенедиктом Поляком отправился на Восток в качестве посла папы Римского. Монахи должны были установить контакты с Монгольской империей.

В 1246 году они посетили кочевую ставку близ Каракорума, где были на приёме у великого хана Гуюка. В 1247 году Плано Карпини благополучно возвратился в Рим. 

Пребывая в Юго-Западной Руси перед отправкой в Орду Плано Карпини узнал, что с собой следует иметь «великие дары», поскольку без них невозможно попасть к хану. Монахи приобрели несколько шкур бобров и других животных.  

Итальянцы ехали на лошадях по припаю Чёрного моря, по заснеженным рекам и степям. Монахи получали свежих лошадей и провожатых во владениях ордынцев за дары, которые они везли к великому хану. Без уплаты этих «таможенных пошлин» их продвижение было невозможно. 

Перед входом в шатёр любого хана посланникам следовало трижды преклонить левое колено и аккуратно перешагнуть порог входной двери. Внутри шатра нужно было снова опуститься на колени перед лицом хана и знати и огласить своё послание. 

Траты итальянских путешественников были оправданы – ордынцы действительно стремились ускорить их продвижение по монгольским владениям: 

«…мы поспешно отправились в путь к нему, и, проезжая столько, сколько лошади могли пройти вскачь, так как обыкновенно у нас бывали свежие лошади три или четыре раза всякий день, мы ехали с утра до ночи, а, кроме того, весьма часто и ночью». 

Достигнув ставки Батыя на нижней Волге, монахи приняли участие в обряде «омовения огнём».  По словам монголов, огонь уносил всё зло, с которым могли прийти путники. По замечанию Плано Карпини, Батый жил с полным великолепием. Как и монгольский император, имел привратников и множество чиновников. В огромном роскошном шатре Батый восседал на высоком месте с одной из своих жён, а остальные члены его семьи сидели чуть ниже на скамьях. Вельможи и прочие люди сидели на земле позади хана. После аудиенции итальянцы получили возможность ехать на приём к великому хану в Каракорум. 

Плано Карпини с досадой сообщает, что за несколько дней пребывания в ставке Батыя, монахам предложили отведать лишь одну чашку пшена. Ранее в дороге они тоже питались пшеном с топлёным снегом. 

Путь в Каракорум стал тяжёлым испытанием для итальянских посланников, хотя их провожатые не сбавляли темп. Дорога от Сарая до Каракорума заняла у них 3,5 месяца. Путники постоянно испытывали нехватку воды и припасов, страдали от зноя и палящего солнца. Посреди пустынь земли Кангитов и Комании в Средней Азии они встречали многочисленные кости мертвых людей, «лежащие на земле подобно навозу». По словам Карпини, многие люди Ярослава Всеволодовича умерли в этих местах.  

В ханской ставке под Каракорумом итальянцев ждало утешение: великий хан Гуюк позволил остановиться им в шатре и снабдил их необходимой пищей. На приёме у Гуюка им даже позволили не пить кумыс, хотя постоянно к этому призывали. После аудиенции и выполнения миссии Папы Римского путники так же стремительно отправились домой. 

Другим итальянским источником о жизни Монголии во второй половине XIII века стали записки Марко Поло. Этот венецианский купец вместе с отцом и дядей поехал в монгольский Китай ко двору великого хана Хубилая. Марко стал его доверенным лицом и послом. В течение 17 лет он изъездил всю Среднюю Азию, Индию и Китай, выполняя поручения хана. 

До служения монгольскому императору положение купцов отличалось от официальных лиц (будь то послы папы или князья). Они не могли беспрепятственно двигаться через земли монголов. Однако заручившись поддержкой ханов или вельмож, перед ними открывались почти все дороги. 

Братья-купцы Николай и Матвей Поло отправились морем из Константинополя к хану Берке. Он обеспечил им достойный приём в Сарае. Купцы выгодно продали ордынцам «все драгоценности, что принесли с собой». Однако их присутствие в низовьях Волги омрачила усобица в Орде. На дорогах было небезопасно, поэтому они провели при ставке Берке целый год. 

Впоследствии путешественники приняли решение идти восточным путём в Бухару. В самом начале своего шествия они оказались в пустыне, через которую шли 17 дней. Все это время они не обнаружили ни одного города, им встречались только монголы «со своими шатрами да стадами». Купцы провели в Бухаре три года, не имея возможности продолжать свой путь. Присоединившись к монгольскому посольству, ехавшему к великому хану, они двинулись дальше. 

Проведя в дороге около года, братья Поло прибыли в ставку Хубилая. Он также хорошо принял их: «…с почётом, с весельями, да с пирами». Расспросив их о европейской жизни, хан проявил интерес к Папе Римскому. Он послал купцов к понтифику с просьбой отправить в Монголию начитанных христиан. Для этого Хубилай вручил Николаю и Матвею золотую пайцзу, которая позволяла беспрепятственно проходить через монгольские земли, где посланников обеспечивали кровом, пропитанием и свежими лошадями. Также купцы получили ордынских провожатых. Однажды итальянцам пришлось идти через земли, где активно промышляли разбойники, поэтому им выделили для охраны около двухсот человек. 

После непродолжительного пребывания в Европе братья Поло отправились обратно к хану и взяли с собой Марко. Отличаясь любознательностью, он быстро освоил языки и был готов служить хану. Юный венецианец полюбился Хубилаю, поскольку мог не только исполнять все его поручения, но и подмечал диковинные вещи, когда его посылали ханским гонцом с разными миссиями. 

Говоря о внутренних делах монгольских земель, любопытно привести описание Марко Поло дворцового комплекса великого хана Хубилая в Китае. Он был окружён огромной каменной стеной. Внутри располагались шестнадцать богатых дворцов для парадного и боевого вооружения хана и его конницы. Посреди них стоял огромный дворец самого хана. Стены резиденции Хубилая были покрыты золотом и серебром, украшены изображениями драконов и зверей. Главная зала была настолько велика, что в неё помещались до 6 тысяч человек. Вблизи дворца находилось озеро, по всей территории высаживалось множество красивых деревьев, которые, по словам итальянца, привозили хану со всего света. 

Также Марко Поло писал о военном стане хана Берке, который выступил против хана Алау в 1261 году. Берке возглавил внушительное войско – более 350 тысяч конных воинов. Ханский стан был очень богат, в нём находились роскошные шатры из золотых тканей, богатые палатки. Поло замечает, что не видел стана красивее и богаче. Вероятно, в одном из таких шатров Берке мог принимать Александра Невского во время его последнего визита в Орду. 

В основу рубрики положены работы Н. С. Борисова, В. Л. Егорова.

Читать полностью

Книжная полка

Аристов Н.

Промышленность Древней Руси. СПб, 1866.

Борисов Н. С.

Возвышение Москвы. М., 2011.

Егоров В. Л.

Александр Невский и Чингизиды // Отечественная история. М., 1997. № 2.

Егоров В. Л.

Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV веках. М., 2010.

Загоскин Н. П.

Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. Казань, 1910.

Плано Карпини.

История Монгалов / Путешествия в восточные страны. СПб., 1911.

Поло М.

Книга чудес света. М., 2011.

Сказание об убиении

в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора // БЛДР. СПб., 1997. Т. 5.

Толочко П.П.

Дворцовые интриги на Руси. СПб., 2003.

Хождение за три моря Афанасия Никитина

БЛДР. СПб., 1999. Т. 7.

Пройдите тест

  • На чём больше всего путешествовали на дальние расстояния в Древней Руси?

    Правильный ответ - На морских и речных судах! Водные пути были самыми популярными.

  • Каким путём Александр Невский ездил в Сарай?

    Правильный ответ - По Волге! Волга – магистральный путь сообщения Руси с Ордой в ту эпоху.

  • С какой целью Александр Невский впервые оказался в Орде?

    Правильный ответ - Пытался завладеть Владимирским княжением! Имея больше других прав на наследование Владимира, он отправился к Батыю вслед за братом Андреем.

  • Какой город стал самым далёким из тех, что посетил Александр Невский?

    Правильный ответ - Каракорум! Более 7 тысяч км в одну сторону!

  • Зачем все гости хана проходили обряд «очищения огнём»?

    Правильный ответ - По представлениям монголов, огонь забирал всё зло, с которым гости могли прийти к хану. Поэтому монголам не нравилось, когда некоторые князья отказывались от ритуала.

вопрос из
вопрос из