Планируя путешествие сегодня, прежде всего следует внимательно изучить два вопроса: как быстро и комфортно добраться до точки назначения и где проживать. Средневековых путников больше волновала сама дорога.
Примитивный транспорт и отсутствие разветвлённой дорожной сети отнимали много времени. На дорогу могли уйти недели, месяцы и даже годы. К тому же путешествия обходились недёшево: нужно было позаботиться о всевозможных расходах. Поэтому мало кто мог позволить себе затяжные поездки.
Не будет преувеличением сказать, что русское Средневековье почти не знало дорог. Сухопутные маршруты были во многом условны. На лошади можно было преодолеть до 50–60 км в день, двигаясь налегке, или до 30 км в день с тяжёлыми грузами. В основном только князья и знать могли себе позволить передвигаться на лошадях.
Русские путешественники преимущественно пользовались речными и морскими путями вплоть до XVIII–XIX веков, когда государство озаботилось дорожной проблемой в стране.
Направления наиболее масштабных путешествий проходили в основном по водным маршрутам. Их можно разделить на шесть блоков: пушной и морской промысел, походы новгородских ушкуйников, путешествия купцов, паломничества, княжеские поездки в Орду, посольские миссии.
Русские купцы и промысловики регулярно ходили по рекам и морям на дальние расстояния. Издревле были известны две крупнейшие водные «магистрали», пронизывавшие территорию Руси:
- Путь «из Варяг в Греки» длиной более чем 2,5 тысяч км (из Балтийского моря в Константинополь, по рекам, озерам, с использованием волоков, через Новгород, Смоленск, Киев и Чёрное море);
- Волжский торговый путь протяжённостью более чем 4 тысяч км (из Балтийского моря в восточные страны через Новгород, Волжскую Булгарию и Каспийское море).
Важной частью обоих путей был водораздел Валдайской возвышенности, откуда берут начало Волга, Днепр и Западная Двина, а также реки бассейна Ильменя. Здесь находилась система волоков, через которую проходили путешественники, совершая дальние и сравнительно близкие (внутри Руси) переходы. Не однажды бывал здесь и Александр Невский, когда держал путь в сторону Полоцка – малой родины его супруги или когда оборонял этот регион от вторжений литвы, защищая одновременно и владения своего тестя – княжившего в том же Полоцке, а позже вероятно и в Витебске.
Основной артерией пути «из Варяг в Греки» был Днепр, по которому ходили купцы всех мастей и некоторые паломники (например, игумен Даниил, составивший первое «Хождение», в котором описал свою поездку на Святую землю). Днепр соединял Суздальскую землю со Смоленском и Русской землей – территорией, коренными землями которой были Киев, Переяславль Южный, Чернигов.
Волга стала магистральным путём сообщения Руси с Ордой и далее – с Востоком. Во второй половине XV века купец Афанасий Никитин совершил грандиозное путешествие в Индию. Отправившись из Твери, Афанасий спустился вниз по Волге до Каспийского моря и прошёл мимо бывшей столицы Золотой Орды – Сарая-Бату.
Не менее примечательны северные пути средневековых путешественников. Отважные новгородцы в XII–XIV веках ходили на Югру, за Урал, к побережью Белого и Баренцева морей. Считается, что русские мореплаватели впервые достигли Шпицбергена ещё в XI–XII веках. Начиная с первой половины XVI века до начала XX века беломорские зверобои постоянно промышляли моржей и тюленей на Груманте.
В основу рубрики положена работа Н. П. Загоскина.