В 1262 году по Северо-Восточной Руси прокатилась волна восстаний против начавшегося ранее сбора дани в пользу Орды. После записи населения русских земель в «число» ордынцы получили возможность высчитывать точный объём дани с каждого города.
Этим воспользовались предприимчивые богатые купцы из Средней Азии, известные на Руси как «бесермены» или «басурманы». Они заблаговременно вносили требуемую сумму в монгольскую казну, а затем обирали до нитки русское население, вымогая значительно больше средств. Это влекло за собой произвол и насилие со стороны монголов, приходивших выбивать недоимки по навету купцов. Но волнения были направлены не только против откупщиков-бесерменов. На этом фоне в воздухе витали и антиордынские настроения. Они вполне объяснимы: не было бы «ига» – не пришлось бы и дань платить.
Великий князь Александр Невский оказался в 1262 году в сложном положении. С одной стороны, его княжеский долг – встать на защиту своего угнетённого народа. С другой, Александр был олицетворением политики непротивления Орде. Некоторые поздние источники (Степенная книга, Устюжский летописец) видят в Александре едва ли не предводителя восставших! Но историки относятся к этим известиям с осторожностью, потому что ранние летописи не упоминают великого князя при описании восстаний.
Бесермены приходили на Русь от монгольского императора Хубилая. Как раз во время его правления происходит распад некогда единой Монгольской империи, и в начале 1260-х годов Орда обретает окончательную самостоятельность.
Подозрительно, что восстание на Руси совпало по времени с расколом империи. Мог ли Александр Ярославич, будучи гениальным политиком, поднять отчаявшееся население против ордынцев ровно в тот момент, когда непобедимая Монгольская империя стала распадаться? Спустя столетие Дмитрий Донской, знаменитый потомок Невского, начнёт удачное выступление против «агарян», воспользовавшись очередной смутой в Орде…
Средневековые источники нередко скупы на подробности, потому эти и другие предположения останутся лишь догадками. Достоверно известно лишь одно: как только восстания стихли, Александр Невский отправился в Орду вымаливать мир своей земле.
Причины рокового визита великого князя к хану не так очевидны, как кажется. На первый взгляд, Александр поспешил задобрить хана Золотой Орды, чтобы он не ответил на бунт разорением.
На Руси уже знали монгольское правило: за неповиновение хан вышлет карательный отряд. Как смерч, сметающий всё на своём пути, проносились разъярённые монголы по неспокойным уголкам русских земель. Грабежи, насилия, убийства – вот чем в действительности занимались ордынцы. Такие отряды русские летописцы именовали «ратями». Каждая рать напоминала страшное Батыево нашествие в миниатюре. Они не позволяли быстро оправиться от прежних разорений и основательно приняться за восстановление мирной жизни. В течение всего периода зависимости от Орды историки насчитывают около 90 карательных набегов.
Есть и более вероятная причина поездки Александра в Орду. Обязанность воевать на стороне Орды – одна из черт подчинения завоёванных государств. В 1262 году хан Берке формировал войско из покорённых народов для войны с Ираном, бывшим в то время частью Монгольской империи. По словам летописца, Александр шёл к хану, чтобы «отмолить людей от беды той», то есть от участия в ордынских военных походах.
Александру Ярославичу удалось спасти свой народ от неминуемой гибели. Среди толщи пыльных томов русских летописей нет ни намёка на то, как великому князю удалось отговорить хана и от направления карательного отряда на Русь, и от идеи привлечь на монгольскую войну русских витязей.
К сожалению, молчанию летописцев не приходится удивляться: до наших дней не сохранилось ни одного русского описания Орды и её повседневной жизни. Вероятной причиной этого стало религиозное противостояние языческой и впоследствии мусульманской Орды и православной Руси. Известный историк Н.С. Борисов называет это явление идеологией молчания. Таинственная тишина в русской книжности обрывалась лишь трагичными описаниями столкновений с ордынцами или протокольными записями о поездках князей к хану в духе «поиде князь великий в Орду».
Только осенью 1263 года хан Берке отпустил Александра восвояси. Тяжёлая болезнь и скоропостижная кончина князя стали платой за мир над головами измотанного и обескровленного русского народа.
Время от времени можно услышать, будто бы великого князя отравили. Одни говорят, что его отравил хан Берке, опасавшийся своенравной политики Александра. Другие винят Андрея Ярославича, властолюбивого младшего брата Невского. Третьи ищут «западный след»: смерть Александра была выгодна Ватикану, поэтому его могли устранить послы папы Римского, находившиеся в Орде.
В Средние века отравление было универсальным средством избавления от оппонентов. Яд считался идеальным оружием для тех, кто не жаждал крови и хотел отвести от себя подозрения. Чаще всего яды решали политические и династические споры как на Западе, так и на Востоке. В Европе случаи отравления встречались не только при королевских дворах. Порой даже Католическая Церковь решала вопросы подобным образом. Папа Александр VI Борджиа (1431–1503) прославился как серийный отравитель. Вместе со своим сыном Чезаре папа нередко избавлялся от неугодных кардиналов. Есть версия, что Александр VI случайно отравил себя сам: он выпил отравленного вина, предназначавшегося очередному недругу…
К отравлениям прибегали и в Монгольской империи. В 1246 году отец Александра Невского Ярослав Всеволодович был отравлен во время поездки в Каракорум. До нас дошло уникальное описание смерти великого князя, составленное очевидцем – итальянским монахом Плано Карпини: «В то время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашён к матери императора, которая как бы в знак почёта дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в своё помещение, тотчас занедужил и умер спустя семь дней, и всё тело его удивительно посинело».
Историки с осторожностью относятся к версиям об отравлении Александра Невского. В источниках нет никаких прямых или косвенных указаний на причину смерти великого князя.
В основу рубрики положены работы В. А. Кучкина, А. Ю. Карпова, А. В. Назаренко, Н. С. Борисова.