МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ НАХОДИТСЯ В РАЗРАБОТКЕ. ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЕТИТЕ НАС С КОМПЬЮТЕРА!

Смерть
Агарян бить?

В 1262 году по Северо-Восточной Руси прокатилась волна восстаний против начавшегося ранее сбора дани в пользу Орды. После записи населения русских земель в «число» ордынцы получили возможность высчитывать точный объём дани с каждого города. 

Этим воспользовались предприимчивые богатые купцы из Средней Азии, известные на Руси как «бесермены» или «басурманы». Они заблаговременно вносили требуемую сумму в монгольскую казну, а затем обирали до нитки русское население, вымогая значительно больше средств. Это влекло за собой произвол и насилие со стороны монголов, приходивших выбивать недоимки по навету купцов. Но волнения были направлены не только против откупщиков-бесерменов. На этом фоне в воздухе витали и антиордынские настроения. Они вполне объяснимы: не было бы «ига» – не пришлось бы и дань платить.  

Великий князь Александр Невский оказался в 1262 году в сложном положении. С одной стороны, его княжеский долг – встать на защиту своего угнетённого народа. С другой, Александр был олицетворением политики непротивления Орде. Некоторые поздние источники (Степенная книга, Устюжский летописец) видят в Александре едва ли не предводителя восставших! Но историки относятся к этим известиям с осторожностью, потому что ранние летописи не упоминают великого князя при описании восстаний. 

Бесермены приходили на Русь от монгольского императора Хубилая. Как раз во время его правления происходит распад некогда единой Монгольской империи, и в начале 1260-х годов Орда обретает окончательную самостоятельность. 

Подозрительно, что восстание на Руси совпало по времени с расколом империи. Мог ли Александр Ярославич, будучи гениальным политиком, поднять отчаявшееся население против ордынцев ровно в тот момент, когда непобедимая Монгольская империя стала распадаться? Спустя столетие Дмитрий Донской, знаменитый потомок Невского, начнёт удачное выступление против «агарян», воспользовавшись очередной смутой в Орде… 

Средневековые источники нередко скупы на подробности, потому эти и другие предположения останутся лишь догадками. Достоверно известно лишь одно: как только восстания стихли, Александр Невский отправился в Орду вымаливать мир своей земле. 

Причины рокового визита великого князя к хану не так очевидны, как кажется. На первый взгляд, Александр поспешил задобрить хана Золотой Орды, чтобы он не ответил на бунт разорением. 

На Руси уже знали монгольское правило: за неповиновение хан вышлет карательный отряд. Как смерч, сметающий всё на своём пути, проносились разъярённые монголы по неспокойным уголкам русских земель. Грабежи, насилия, убийства – вот чем в действительности занимались ордынцы. Такие отряды русские летописцы именовали «ратями». Каждая рать напоминала страшное Батыево нашествие в миниатюре. Они не позволяли быстро оправиться от прежних разорений и основательно приняться за восстановление мирной жизни. В течение всего периода зависимости от Орды историки насчитывают около 90 карательных набегов.  

Есть и более вероятная причина поездки Александра в Орду. Обязанность воевать на стороне Орды – одна из черт подчинения завоёванных государств. В 1262 году хан Берке формировал войско из покорённых народов для войны с Ираном, бывшим в то время частью Монгольской империи. По словам летописца, Александр шёл к хану, чтобы «отмолить людей от беды той», то есть от участия в ордынских военных походах. 

Александру Ярославичу удалось спасти свой народ от неминуемой гибели. Среди толщи пыльных томов русских летописей нет ни намёка на то, как великому князю удалось отговорить хана и от направления карательного отряда на Русь, и от идеи привлечь на монгольскую войну русских витязей. 

К сожалению, молчанию летописцев не приходится удивляться: до наших дней не сохранилось ни одного русского описания Орды и её повседневной жизни. Вероятной причиной этого стало религиозное противостояние языческой и впоследствии мусульманской Орды и православной Руси. Известный историк Н.С. Борисов называет это явление идеологией молчания. Таинственная тишина в русской книжности обрывалась лишь трагичными описаниями столкновений с ордынцами или протокольными записями о поездках князей к хану в духе «поиде князь великий в Орду».  

Только осенью 1263 года хан Берке отпустил Александра восвояси. Тяжёлая болезнь и скоропостижная кончина князя стали платой за мир над головами измотанного и обескровленного русского народа.  

Время от времени можно услышать, будто бы великого князя отравили. Одни говорят, что его отравил хан Берке, опасавшийся своенравной политики Александра. Другие винят Андрея Ярославича, властолюбивого младшего брата Невского. Третьи ищут «западный след»: смерть Александра была выгодна Ватикану, поэтому его могли устранить послы папы Римского, находившиеся в Орде. 

В Средние века отравление было универсальным средством избавления от оппонентов. Яд считался идеальным оружием для тех, кто не жаждал крови и хотел отвести от себя подозрения. Чаще всего яды решали политические и династические споры как на Западе, так и на Востоке. В Европе случаи отравления встречались не только при королевских дворах. Порой даже Католическая Церковь решала вопросы подобным образом. Папа Александр VI Борджиа (1431–1503) прославился как серийный отравитель. Вместе со своим сыном Чезаре папа нередко избавлялся от неугодных кардиналов. Есть версия, что Александр VI случайно отравил себя сам: он выпил отравленного вина, предназначавшегося очередному недругу… 

К отравлениям прибегали и в Монгольской империи. В 1246 году отец Александра Невского Ярослав Всеволодович был отравлен во время поездки в Каракорум. До нас дошло уникальное описание смерти великого князя, составленное очевидцем – итальянским монахом Плано Карпини: «В то время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашён к матери императора, которая как бы в знак почёта дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в своё помещение, тотчас занедужил и умер спустя семь дней, и всё тело его удивительно посинело». 

Историки с осторожностью относятся к версиям об отравлении Александра Невского. В источниках нет никаких прямых или косвенных указаний на причину смерти великого князя. 

В основу рубрики положены работы В. А. Кучкина, А. Ю. Карпова, А. В. Назаренко, Н. С. Борисова.

Читать полностью
Городец

Смерть приближалась к Александру довольно долго. Думается, всю дорогу из Сарая – столицы Золотой Орды – великий князь провёл в раздумьях о прожитой жизни.  

В дороге Александру Ярославичу становилось всё хуже. Он повелел остановиться в Городце на Волге в местном Фёдоровском монастыре. Именно здесь Александр Невский воплотил в жизнь своё последнее желание – принял монашеский постриг. 

В краеведческой литературе можно встретить предположение, будто бы Александр остановился в Городце Мещерском (современный Касимов Рязанской области).  В основе этой версии лежит сходство названий городов. Другой аргумент в пользу этой точки зрения – протяжённость пути. Если сравнить расстояние от Городца до Владимира – конечного пункта в маршруте Александра, то окажется, что Городец Мещерский немного ближе к Владимиру, чем Городец Волжский. Взгляд краеведов понятен: нередко появляется неумышленное желание удревнить историю своего края либо связать его прошлое с известной исторической личностью. 

Однако Повесть о Житии Александра Невского, составленная вскоре после его смерти, ясно сообщает: «…великий князь Александр […] дошёл до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся». Нижегородский писатель и этнограф П.И. Мельников-Печерский справедливо заметил, что в XIII веке русские князья ходили в Орду по Волге и нередко начинали свой путь от Городца Волжского. По всей видимости, после Нижнего Новгорода Александр двинулся вверх по Волге, чтобы достичь Городца Волжского. 

В основу рубрики положены работы А. Ю. Карпова, П. И. Мельникова-Печерского. 

 

Читать полностью
Последняя воля

Широко распространённые сегодня представления о монашестве разительно отличаются от средневековых. Монашество стало крупнейшим культурным феноменом допетровской России. Монастырь был не только важнейшим центром культуры, но и землевладельцем, приютом, крепостью и даже тюрьмой. 

Но прежде всего монастырь – место духовных подвигов иноков, в основе которых лежит борьба с грехами. Симеоновская летопись так сообщает о постриге князя Александра: «…постригся в ангельский чин». Как в литературном каноне, так и в реальной жизни иноки стремились подражать ангелам – небесным воинам Христовым. Сравнение иноков с ангелами неслучайно – это соответствует традиционному представлению о постриге как о смерти старой, поражённой мирскими пороками природы, и рождении нового, ангелоподобного человека, который проводит свою жизнь в непрестанных молитвах, трудах и покаянии ради спасения собственной души. 

Обычай предсмертного пострижения также связан с представлениями о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от греха. Стремление благочестивых князей к предсмертному постригу позволяло им сосредоточиться на покаянии, приблизиться к Богу и, в конце концов, войти в вечность «гражданином Небесного Иерусалима». 

В Повести о Житии Александра Невского читаем: «Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ». 

Александр Невский был пострижен не просто в иноки, но и в великую схиму – высшую степень монашества. Схимники всецело отрекались от мира для соединения с Богом, поэтому нередко они жили в затворе, отдельно от братии монастыря. 

Пострижение князя в схиму связывается с готовностью к смерти. Принятие схимы в то время было настолько важно, что на Руси сложилась практика наложения схимнического облачения на умирающего или уже умершего человека, если не было возможности совершить постриг. Перед смертью Василий III (1505–1533) завещал положить на себя «монашеское платье», однако его все-таки постригли, видимо, в бессознательном состоянии. 

Предсмертные постриги мирян в нашей истории начинаются в княжеской среде и восходят к византийским традициям. В 1194 году князь Святослав Всеволодович принял постриг одним из первых среди Рюриковичей. Перед смертью приняли великую схиму брат Александра Дмитрий Ярославич (1269) и сын Невского Даниил Московский (1303). В 1383 году постригся Дмитрий Константинович Суздальский – заказчик знаменитой Лаврентьевской летописи. Примечательно, что этот князь имел три христианских имени: Дмитрий – родовое имя, Фома – имя, данное при крещении, Феодор – монашеское имя князя. 

 Ещё чаще в источниках упоминаются постриги княгинь. Инокиней стала и мать Александра Невского княгиня Феодосия (1244). Очевидно, личный пример матери оказал существенное влияние на последнюю волю великого князя.  

В особых случаях Церковь могла и отказать князьям в предсмертном пострижении. Так, не дали принять монашества Василию II Темному (1415–1462). Причиной тому стали московские казни дворян-изменников – сторонников опального князя Василия Ярославича Серпуховского. Разъярённый Василий II повелел отлавливать заговорщиков и «казнити, и бити кнутьем, и сечи руки и ноги, и носы резати, а иным главы отсекати». Современники возмутились кровопролитием, поскольку расправы пришлись на первую неделю Великого поста – время особенно напряжённой молитвы и глубокого покаяния. По словам московского книжника, не подобало великому князю «такими казньми казнити и кровь проливати во святый великий пост». Поразительно, но сразу после казней Василия II свалила болезнь. По сложившейся традиции князь решился на предсмертный постриг, однако ему не позволили принять ангельский образ. Видимо, Василию отказал митрополит Феодосий – строгий ревнитель церковного устава.  

Что в далёкие Средние века, что сегодня при совершении пострига монаху присваивается новое имя в знак начала новой духовной жизни. Со второй половины XVI века в месяцесловах указывается монашеское имя князя – Алексий. Но среди исследователей нет единства в вопросе иноческого имянаречения Александра Невского.  

Александр Ярославич Невский скончался 14 ноября 1263 года, вскоре после принятия ангельского образа. 

В основу рубрики положены работы Н. С. Борисова, А. Ю. Карпова, С. В. Сазонова, Б. А. и Ф. Б. Успенских

Читать полностью
Закат

После смерти Александра Невского его тело оплакали дружинники и братия Фёдоровского монастыря. «Митрополит же Кирилл говорил: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!” Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди восклицали: “Уже погибаем!”» 

(Повесть о Житии Александра Невского). Близкие Александра высоко ценили его величие, поэтому прекрасно понимали, что место его погребения должно было быть соответствующим. Решено было похоронить князя во Владимире: в городе его отца Ярослава и его деда Всеволода Большое Гнездо. Столетием ранее князь Андрей Боголюбский покинул Киев, чтобы сделать из Владимира новую столицу Руси. Владимир возродился, как птица феникс, после сокрушительного Батыева нашествия и полноправно стал столицей Северо-Восточной Руси, чтобы спустя годы передать пальму первенства Москве. 

Из Городца в сторону Владимира двинулась траурная процессия с телом великого князя. В Боголюбове – загородной резиденции владимирских князей – тело Александра уже ждали митрополит Кирилл (глава русской митрополии), князья, бояре и собравшееся окрестное население. Повесть о житии Александра Невского переполняет скорбь; боль утраты особенно ощущается в описании погребения Александра: «Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась».  

Владимирских князей традиционно хоронили в Успенском соборе во Владимире. Первым был погребён строитель собора Андрей Боголюбский. 24 ноября 1263 года Александр Невский был захоронен в соборном храме Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, поскольку перед смертью он принял иноческий постриг. Выбор именно этой обители неслучаен. Основанный Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году монастырь, до появления Троице-Сергиева монастыря в середине XIV века, был крупнейшим центром монашества в Северо-Восточной Руси. Именно там поселился Киевский митрополит Кирилл в 1250-е годы. Погребение в такой обители – честь как для смиренного инока, так и для великого князя. 

Нам почти ничего не известно о ходе погребения великого князя. Вероятно, тело Александра было положено в резной белокаменный саркофаг, который мог стоять на поверхности в юго-западном углу собора. Владимирским краеведам известен один средневековый саркофаг, называемый гробницей Александра Невского. Но исследователи относятся к нему с подозрением: история саркофага неизвестна, захоронение Александра в нём не подтверждается. 

Источники сохранили известие о чуде с духовной грамотой в конце отпевания Александра Невского. Под грамотой понимается разрешительная молитва, прощавшая («разрешавшая») грехи и снимавшая церковные запреты с усопшего. Молитва вкладывалась священником в руку покойника, после чего его погребали. Эта традиция жива и по сей день, только текст молитвы сокращён, а грамотки не пишут перьями от руки, а печатают в типографии. Текст разрешительной молитвы восходит к XI веку и известен по Киево-Печерскому патерику – древнерусскому собранию произведений о жизни и чудесах подвижников Киево-Печерского монастыря.  

После отпевания митрополит Кирилл и эконом монастыря Севастьян хотели разжать руку Александра, чтобы вложить в неё духовную грамоту с разрешительной молитвой. В этот момент Александр, как живой, протянул свою руку и забрал грамоту у митрополита. Согласно Повести о житии Александра Невского, все присутствовавшие в испуге отступили от саркофага…  

Вспоминая Александра, люди чувствовали, что он жил не просто праведно, но свято. Верность и преданность своему князю, бесконечная любовь к нему, непрестанные горячие молитвы об упокоении его души – всё это стремительно породило почитание Александра Невского как святого. 

По инициативе митрополита Кирилла вскоре была написана Повесть о житии Александра Невского, почти сразу после смерти Александра (между 1263 и 1281 годами). Формально она стала княжеской биографией, однако в действительности её жанр близок к воинским повестям и житиям святых. Именно там впервые во всеуслышание Александр Ярославич был назван святым.  

Российский историк В. А. Кучкин предельно точно подвёл итоги жизни выдающегося князя: «Жизнь Александра Невского оборвалась рано. Ему даже не исполнилось сорока трёх лет. Но эта жизнь с подросткового возраста была наполнена крупными событиями, сложными дипломатическими переговорами, смелыми походами, решительными битвами. Как полководец Александр Невский едва ли имеет себе равных среди других князей средневековой Руси. Но он был человеком своей эпохи, в характере которого причудливо сочетались жестокость к изменникам и ослушникам с отрицанием усобной княжеской борьбы и стремление облегчить положение покорённого чужеземными завоевателями народа». 

В основу рубрики положены работы А. Ю. Карпова, В. А. Кучкина, Т. П. Тимофеевой, С. Ю. Шокарева. 

Читать полностью

Книжная полка

  • Борисов Н. С.

    Василий II. М., 2020.

  • Воронин Н. Н.

    Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. 2: XIII–XV столетия. М., 1962.

  • Карпов А. Ю.

    Александр Невский. М., 2010.

  • Кучкин В. А.

    Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. М., 1996. № 5.

  • Назаренко А. В.

    Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. 

  • Охотникова В. И.

    Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987.

  • Панова Т. Д.

    Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI веков. М., 2004.

  • Мельников-Печерский П. И.

    Исторические заметки // Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений. СПб., 1909. Т. 7.

  • Руди Т. Р.

    О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. 

  • Селезнёв Ю. В.

    Ордынские набеги XIII–XV веков. // Большая российская энциклопедия. М., 2014. Т. 24.

Борисов Н. С.

Василий II. М., 2020.

Воронин Н. Н.

Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. Т. 2: XIII–XV столетия. М., 1962.

Карпов А. Ю.

Александр Невский. М., 2010.

Кучкин В. А.

Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история. М., 1996. № 5.

Назаренко А. В.

Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. 

Охотникова В. И.

Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987.

Панова Т. Д.

Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI веков. М., 2004.

Мельников-Печерский П. И.

Исторические заметки // Мельников П.И. (Андрей Печерский). Полное собрание сочинений. СПб., 1909. Т. 7.

Руди Т. Р.

О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. 

Селезнёв Ю. В.

Ордынские набеги XIII–XV веков. // Большая российская энциклопедия. М., 2014. Т. 24.

Пройдите тест

  • На дворе 1262 год. Вы – ремесленник из Владимира. В очередной раз в город пожаловали купцы-бесермены и под предлогом сбора дани начали вымогать деньги и ценности у населения. Началось стихийное восстание. Ваши действия как порядочного владимирца:

    Правильный ответ - Доколе?! Отведайте, басурмане, силушки богатырской!

  • Зачем Александр Невский в последний раз отправился в Орду?

    Правильный ответ - Александр поехал отмаливать свой народ от участия в войне на стороне хана! «Злее зла честь татарская!» Благодаря хлопотам Александра в Орде, Берке не стал призывать русских ратников на свои войны.

  • Что стало причиной смерти Александра Невского?

    Правильный ответ - Внезапная болезнь! Возвращаясь из Орды, Александр «разболеся» и скоропостижно скончался.

  • Чем уникальна Повесть о житии Александра Невского?

    Правильный ответ - Это первое литературное произведение, в котором Александр был признан святым. Любопытно, что это произошло почти сразу после его смерти – задолго до общерусской канонизации.

вопрос из
вопрос из