Здесь представлены небольшие фрагменты из наиболее значимых летописей: Лаврентьевской (Лавр.) и Новгородской Первой летописей (НПЛ). Для удобства восприятия текст переведён на современный русский язык, а также даны пояснения. Стоит обратить внимание на то, что при обращении к этим материалам желательно сначала познакомиться на нашем сайте с содержанием разделов «Эпоха» и «Жизнь».
Итак, начнём.
Самостоятельное княжение Александра в Новгороде началось так:
1236 год. «Пошёл Ярослав из Новгорода на Киевский стол <…>, а в Новгороде посадил сына своего Александра. И придя, сел в Киеве на столе». (НПЛ. С. 74).
Первое упоминание в Лаврентьевской летописи об Александре связано с окончанием нашествия Батыя и перечислением оставшихся в живых князей, в том числе Ярослава Всеволодовича и его наследников:
1239 год. «Бог избавил от рук иноплеменных благочестивого и правоверного великого князя с его благородными сыновьями Александром, Андреем, Константином, Афанасием, Даниилом, Михаилом». (Лавр. Стб. 469)
А вот известие о бракосочетании Ярославича:
1239 год. «Женился князь Александр, сын Ярослава в Новгороде, взяв в Полоцке дочь Брячислава, и венчался в Торопце: там варили одну кашу, а в Новгороде – другую. В тот же год князь Александр с Новгородцами срубил города по Шелони». (НПЛ. С. 77)
Летопись подробно (хотя и не настолько, как Житие Александра) описывает отражение шведского вторжения 1240 года.
1240 год. «Пришли шведы с великой силой, и норвежцы, и сумь, и емь на множестве кораблей. Шведы с князем и своими епископами; и встали в Неве на устье Ижоры, желая захватить Ладогу, всю реку [Волхов] и Новгород, и всю новгородскую землю. Но преблагий, премилостивый человеколюбец Бог сохранил нас и защитил от иноплеменников, и они всуе трудились без повеления Божия: пришла весть в Новгород, что шведы идут к Ладоге. Князь же Александр нисколько не медлил, пошёл на них с новгородцами и с ладожанами, и победил их силою святой Софии и молитвами Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, месяца июля в 15 день <…> в воскресенье <…>. И здесь был великий бой шведам. И тут был убит их воевода по имени Спиридон; а некоторые утверждали, что и епископ был убит тут же; и множество врагов пало; и нагрузили они трупами наиболее знатных погибших воинов два корабля и отправили их вниз по реке к морю вперед себя; а остальных, выкопав яму, положили в неё, не считая. Многие из них [оставшихся в живых захватчиков] были ранены. И в ту ночь, не дожидаясь рассвета понедельника, отступили со срамом. Тут пали новгородцы: Костантин Луготинич, Гюрята Пинещинич, Намест, Дрочило Нездылов, сын кожевника, а всего [погибло] 20 воинов с ладожанами, а может и менее, Бог знает. Князь же Александр с новгородцами и с ладожанами пришли восвояси все здоровые, сохранённые Богом и святою Софьею и молитвами всех святых». (НПЛ. С. 77)
А теперь сравним описание сражения на Чудском озере в Лавр. и НПЛ:
1242 год. «Великий князь Ярослав послал сына своего Андрея в Новгород Великий на помощь Александру против немцев, и победили их на Псковском озере, и взяли много пленных, и возвратился Андрей к отцу своему с честью». (Лавр. Стб. 470)
А вот описание сражения из НПЛ:
«Пошёл князь Александр с новгородцами и с братом Андреем, и с суздальцами на Чюдскую землю против немцев и блокировал все пути до Пскова; и внезапно взял князь Псков <…>; и пошёл в землю Чуди. <…> Князь же отступил на озеро, немцы же и чудь пошли против него. Князь Александр и новгородцы знали об этом, и поставили полк на Чудском озере, на Узмени, у Вороньего камня;
и атаковали их полки немцев и чюди, и пробились свиньей сквозь [русский] полк, и была сеча тут сильная <…>. Бог же по молитвам святой Софии и святых мучеников Бориса и Глеба, ради которых новгородцы кровь свою проливали, пособил князю Александру; и немцы тут [в сече] погибли, а чюдь бежала; и, гонясь за ними, били их семь вёрст по льду до Суболичского берега; и пало чуди не считано, а немцев 400, а 50 взяли в плен и привели в Новгород. А бились месяца апреля в 5, <…> в субботу». (НПЛ. С. 78)
Известие о смерти Ярослава:
1247 год. «Услышал Александр о смерти своего отца и приехал из Новгорода во Владимир, и плакал по своему отцу вместе со своим дядей Святославом и братьями. В тот же год князь Святослав Всеволодович сел на столе во Владимире, на столе своего отца, а племянников посадил по городам, как им определил их отец». (Лавр. Стб. 471)
Нужно было ехать в Орду:
«В тот же год поехал князь Андрей Ярославич в Орду («в Татары») к Батыю, и князь Александр поехал к Батыю вслед за братом. Батый же оказал им честь и отправил к великому хану (в Каракорум)». (Лавр. Стб. 471)
1249 год. «В ту же зиму приехали Андрей и Александр от великого хана и назначены были Александру Киев и вся Русская земля, а Андрей сел во Владимире на столе». (Лавр. Стб. 471)
1250 год. «Поехал митрополит в Новгород Великий к Александру <…> В тот же год Александр тяжело заболел, но помиловал его Бог и молитва его отца Ярослава и блаженного митрополита». (Лавр. Стб. 472–473)
Сообщение о конфликте Андрея с Ордой. Обратите внимание, что о вражде братьев, а тем более войне между ними, речи нет:
1252 год. «Пошёл князь Александр Ярославич Новгородский в Орду и был отпущен с честью: дали ему старшинство среди всех его братьев. В тот же год князь Андрей Ярославич надумал с боярами своими лучше сбежать («бегати»), чем великим ханам («царям») служить. И убежал на неведомую землю вместе со своей княгиней и своими боярами. И отправились татары вслед за ним и настигли его у Переяславля. [Но] Бог его сохранил и молитва отца, татары же разошлись по земле <…> В тот же год пришёл великий князь Александр из Орды в город Владимир и встретил его у Золотых ворот митрополит Кирилл и все игумены, и горожане и посадили его на столе отца его Ярослава <…>, и была великая радость во Владимире и во всей Суздальской земле». (Лавр. Стб. 473)
А вот описание окончания земного пути князя:
1262 год. «Пошёл князь Александр в Орду, и удержал его Берке, не пустив на Русь, и зимовал в Орде и заболел». (НПЛ. С. 83)
1263 год. «Пришёл князь Александр из Орды очень нездоровым и пришёл в Городец, и постригся [в монашество] 14 ноября на память святого апостола Филиппа. В ту же ночь и умер, и повезли его во Владимир, и похоронили в монастыре Рождества Богородицы <…>». (НПЛ. С. 83-84)
В основу рубрики положен текст источников – Лаврентьевской и Новгородской Первой летописей; перевод на современный русский язык – авторский.