Земли к югу от Финского залива, Невы и Ладоги – «приневская территория» – занимали племена ижора и водь. Ижора могла отчасти заселять и Карельский перешеек, на котором обитала корела.
Все они говорили на языках, относящихся к финно-угорской ветви уральской семьи языков. В древнерусских свидетельствах названия этих племён появляются в XI веке. Ранее этого времени приневская территория (может быть, частично) входила в сложное образование с ещё архаичными общественными отношениями – полиэтнический союз племён: чуди, мери, кривичей, ильменских словен. Эти земли были слабо заселены, поселения здесь являлись лишь маленькими островками человеческого присутствия среди бесконечных лесных пространств.
До сих пор не удалось найти остатков сельских поселений ижоры. Возможно, объяснение кроется в архаической системе хозяйства на приневской территории, которая не могла позволить себе проживать длительное время на одном месте, а потому поселения здесь оставили после себя слабый культурный слой Ещё одним объяснением может быть характер таких поселений: располагавшиеся под защитой глухих лесов и непроходимых болот, они трудно поддаются выявлению уже на предварительной стадии разведки. Многие современные исследователи склоняются к тому, что «ижора» первоначально – это не этническое название, применявшееся к конкретному народу, а термин «территориальный», объединявший разнообразные в родовом отношении группы людей, говоривших на финно-угорских языках и проживавших на относительно небольшом пространстве. Впоследствии понятие «ижора» закрепилось за прибалтийско-финским народом, немногочисленные представители которого (около 800 человек по приблизительным оценкам 2007 года) проживают в наши дни в западной части Ленинградской области.
Новгородцы, к XIII веку распространив своё влияние на приневскую территорию, наведывались сюда нечасто. Поэтому ижора выступала передовым пограничным дозором на службе Руси. «Бе некто муж, — сообщает новгородский летописец, — стареишина в земли Ижерьской, именемь Пелгусий; поручена же бе ему стража морьская, и въсприят же святое крещение и живяше посреде роду своего».
Водь, как и ижора, сохраняется и в начале XXI века, хотя число её представителей стремится к нулю. По переписи населения Российской Федерации 2010 года к води отнесли себя только 64 человека. Археологические и лингвистические данные свидетельствуют, что водь сложилась из племён, родственных северо-эстонским, и произошло это в I тысячелетии после Рождества Христова. Областью расселения води были земли от реки Нарва на западе до реки Нева на востоке и от Финского залива на севере до верховьев рек Луга и Плюсна на юге. В русских источниках водь впервые упоминается в 1069 году. Как и ижора, водь была довольно рано втянута в пределы новгородского влияния.
Ещё одним соседом Руси на Севере была корела – древний народ, потомком которого являются современные карелы. К рубежу I и II тысячелетий после Рождества Христова корела населяла территории вдоль северо-восточного побережья Финского залива, северо-западного берега Ладожского озера, Карельского перешейка. В XII веке сложилось несколько групп корелы. Взаимоотношения корелы с Русью достаточно хорошо изучены, сведения об этом включаются в современные энциклопедии. Например, в «Большой российской энциклопедии» о древнейшем этапе русско-корельских и конкретно новгородских связей читаем: «С XI века складываются тесные взаимоотношения корелы и Великого Новгорода, позднее корела находилась в зависимости от него, сохраняя некоторую самостоятельность в торговле и др. и принимая активное участие в жизни Новгорода. В 1227 новгородский князь Ярослав Всеволодович в связи с угрозой шведских вторжений принудительно крестил корелу. После карательного похода 1277 князя Дмитрия Александровича территория корелы, состоявшая из 10 погостов, присоединена к Новгородской республике как “Корельская земля”, центром которой с начала XIV века стал городок Корела».
Корела была последовательной союзницей новгородцев в их противостоянии шведам. Набеги корелы на шведские владения продолжались до 1256 года. Особенно впечатляющим стал поход 1187 года на Сигтуну, в то время политический центр Швеции, которая оказалась разгромлена. Через несколько лет после гибели Сигтуны невдалеке от её развалин был построен Стокгольм. Этот город, как повествует хроника, закрыл «замок перед тем озером [Меларен], так что карелы не приносят им [теперь] никакого беспокойства».
В основу рубрики положены работы С. И. Кочкуркиной, А. Ю. Кривошеева, С. А. Моисеева, А. Е. Петрова, Р. А. Соколова, Н. В. Шлыгиной.